Святые места на Ближнем Востоке с момента возникновения христианства привлекали многочисленных паломников. Селились вблизи и люди, посвятившие себя церкви – монахи. В IV веке у священной горы Моисея на Синайском полуострове возникает монастырь. Уникальная обитель сохранилась почти в неизменном виде и действует без перерывов на протяжении около1700 лет.
О монастыре
Обитель построена на юге Синайского полуострова на высоте 1570 м над у.м. Это предгорье расположенной рядом горы Синай, на которой согласно Библии, Господь явился Моисею и передал ему Десять заповедей. По этой причине Синай именуется горой Моисея, под этим названием она известна большинству туристов и паломников. А сам монастырь имеет ещё одно официальное название: «Монастырь богоходимой горы Синай».
Монастырь мужской и относится к епархии Иерусалимской православной церкви. Живущие в нём монахи в основном православные греки. В обители сохранилось древнейшее собрание старинных книг и икон, написанных начиная с VI века. Посетители могут увидеть лишь её часть, большинство помещений монастыря используется только по прямому назначению.
Из истории монастыря
Начиная с III века монахи начинают осваивать территории вблизи святых мест на Синайском полуострове. Чаще всего они были отшельниками, но их объединяла Неопалимая купина, у который они совершали богослужения в дни праздников. Иноки обратились в Константинополь с просьбой о возведении у Неопалимой купины церкви и небольшого укрепления для защиты от врагов.
Мать императора Елена откликнулась на их просьбу. В 329 году строительство было завершено. К концу IV века здесь образовалась монашеская община, получившая широкую известность у паломников. В то время обитель называли монастырём Неопалимой купины или
Преображения
Наибольшие преобразования обители относятся к VI веке. Император Юстиниан строит здесь новый храм, защищённый крепостной стеной. Работы по возведению продолжались с 527 до 565 года
В 625 году Синайский полуостров стал находится под властью арабов, исповедующих ислам. В духовный центр мусульман Медину от монастыря направлена делегация за охранной грамотой, которая давала бы защиту обители другой религии на территории. Ислам того периода был веротерпимой религией и документ, защищающий монастырь, был получен. По нему мусульманам предписывалось:
Нахождение монастыря в стране, где исповедуют ислам, сказалось на популярности монастыря. Паломников здесь почти не стало, сократилось и количество монахов. В то же время, для потребностей обслуживающего персонала в монастыре появилась мечеть.
Период с 1099 по 1270 год – время крестовых походов и в монастыре начинается возрождение. Возобновилось паломничество, так как идущих из Европы в Святые места паломников берёт под защиту Синайский орден крестоносцев. В обители появилась католическая часовня.
С 1517 года монастырь входит в земли нового исламского государства Османской империи. Её правитель султан Селим I оставил в силе положения охранной грамоты, полученной в VII веке. Монастырь становится одним из центров православного просветительства. В XVIII веке появляется духовная школа богословов на Крите. Открываются монастырские подворья в Палестине, Египте, Турции, России, Индии, Румынии.
С XIV столетия монастырь имеет тесные связи с Россией. Многие российские цари отправляли в православную обитель на Синае богатые дары. В 1882 году было создано Императорское палестинское православное общество, которое сделало монастырь Святой Екатерины известным среди российского населения и способствовало росту паломников из России в синайскую обитель.
Монастырь сегодня
Путь в обитель идёт через сад монастыря. Местность здесь каменистая, поэтому грунт для растений привезён издалека. Кроме деревьев, в саду располагается склеп с черепами почивших иноков. Пройдя через входные ворота обители, можно увидеть небольшую мусульманскую мечеть XI столетия.
Композиционным центром и главным строением монастыря является базилика Преображения, которую возвели в VI веке при правлении Юстиниана. Храм вытянут в длину и опирается на 12 колонн, по числу месяцев года. У колонн находятся мощи святых, а на колоннах висят иконы 12 века. Пол выполнен из декоративного мрамора, который был заменён в 1714 году. Потолок базилики сделан из дерева ливанского кедра. Он расписан в XVIII веке.
Без изменений и реставраций до нас дошла мозаика Преображение Господне, выполненная в VI веке мастерами из Константинополя – главное украшение храма. В центре мозаики фигура Спасителя, обрамлённая 16 медальонами с изображениями пророков и апостолов. С двух сторон мозаики расположены сюжеты, связанные с объектами, находящимися рядом с обителью. На них пророк Моисей: слева стоит перед Неопалимой купиной, справа получает от господа на горе Синай Десять заповедей.
К сведению. Мозаика Преображение Господне очищалась реставраторами от копоти и грязи в 1958-60 г.г.
Наиболее ценными реликвиями храма являются мощи святой Екатерины. Глава и десница находятся в раке алтаря, палец в мощевике иконы великомученицы Екатерины.
За церковью Преображения расположено одно из старейших сооружений монастыря –часовня Неопалимой купины, возведённая в IV веке. Она находится в месте, где Бог общался с Моисеем. Куст Неопалимой купины пересажен в другое место у стен обители, а в часовне указано место произрастания куста, украшенное серебряным щитом. Растение Неопалимая купина монастыря считается одной из главных святынь в христианстве.
Нетронутый на протяжении 16 веков монастырь сохранил значительное количество старинных рукописей и икон. По значимости они уступают только Папскому собранию в Ватикане.
Обитель чтит свои традиции, многие из которых не меняются со времени основания. Так до сих пор в полдень вместо звона колоколов разносится стук по дереву. Это сохранившийся ритуал использования била из кедровой доски, по которой инок стучит специальной колотушкой. А звон колоколов, подаренных монастырю императором Александром II, разносится только в праздничные дни.
Отзывы и комментарии
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.