Храм
Аполлона 
Аполлон — один из самых почитаемых и многогранных богов древнегреческой и древнеримской мифологии. Его образ объединяет в себе свет, гармонию, искусство и предсказания, что делает его универсальным и значимым божеством. Аполлон, сын Зевса и Лето, родился на острове Делос вместе со своей сестрой-близнецом Артемидой. Уже в юном возрасте он проявил свою силу, убив змея Пифона, который преследовал его мать. На месте этой победы был основан Дельфийский оракул, ставший одним из важнейших религиозных и политических центров древнего мира.
Аполлон ассоциируется с солнечным светом и чистотой, что отражено в его эпитете Феб, означающем «лучезарный» или «сияющий». В период Поздней Античности он стал олицетворять Солнце, вытесняя в этой роли Гелиоса. Однако Аполлон — не только бог света. Он также покровитель искусств, предводитель муз, вдохновляющий поэтов, музыкантов и художников. Его часто изображают с кифарой или лирой, символизирующими гармонию и творчество.
Одной из ключевых функций Аполлона является дар предсказания. Дельфийский оракул, где жрицы-пифии передавали его волю, считался центром мира. Пророчества Аполлона влияли на политику и судьбы целых народов. Кроме того, Аполлон — бог-врачеватель, способный как насылать болезни, так и исцелять. Его сын, Асклепий, стал богом медицины, продолжив эту традицию.
Аполлон также покровительствовал переселенцам, помогая основателям новых городов и колоний. Его культ распространился далеко за пределы Греции благодаря завоеваниям Александра Македонского и римскому влиянию. В Риме Аполлон стал одним из главных божеств, особенно во времена правления Октавиана Августа, который использовал его образ для укрепления своей власти и пропаганды «золотого века».
В искусстве Аполлон олицетворяет идеал мужской, юношеской красоты. Статуя «Аполлон Бельведерский» считается эталоном гармонии и совершенства. Его образ вдохновлял художников и скульпторов от античности до Нового времени, включая таких мастеров, как Рафаэль, Тинторетто и Лукас Кранах Старший. Фрески Рафаэля в Ватикане, изображающие Аполлона в окружении муз, являются одними из самых известных произведений искусства.
Философы также обращались к образу Аполлона. Фридрих Ницше использовал его как символ разумного, гармоничного начала, противопоставляя его Дионису, олицетворяющему инстинктивное и хаотичное. Аполлон стал воплощением порядка, красоты и интеллекта, что делает его важным символом не только в античной, но и в современной культуре.
Таким образом, Аполлон — это не просто бог, а воплощение идеалов, которые продолжают вдохновлять человечество. Его наследие живет в искусстве, философии и культуре, напоминая о стремлении к гармонии, свету и творчеству.
в Сиде — прямоугольное сооружение, которое окружено с каждой сторона колоннадой. Один из наиболее распространенных типов античных храмовых построек периода архаики и классики.
Имеет статус одной из главных достопримечательностей турецкого города Сиде, притягивающей к себе тысячи туристов. Находится в юго-западной половине города примерно в 400-500 метрах от его центра.
Храм возведен во II веке до н.э в годы правления римского правителя
Антонина Пия 
Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий Антонин Пий, более известный как Антонин Пий, был римским императором, правившим с 138 по 161 год. Он стал четвёртым из так называемых «пяти хороших императоров», чьё правление считается периодом стабильности и процветания Римской империи. Антонин Пий происходил из знатного галльского рода и начал свою карьеру как сенатор, занимая должности консула и проконсула Азии. В 135 году он был усыновлён императором Адрианом, который видел в нём достойного преемника.
После смерти Адриана в 138 году Антонин Пий стал императором. Одним из его первых действий было убеждение сената обожествить Адриана, что принесло ему прозвище «Пий» — «благочестивый» или «исполняющий долг в отношении богов и родных». Это прозвище отражало его преданность традиционным римским ценностям и уважение к предшественнику.
Правление Антонина Пия было отмечено относительным миром и стабильностью. Он сосредоточился на укреплении границ империи и поддержании внутреннего порядка. В Британии по его приказу был построен новый оборонительный вал между заливами Ферт-оф-Клайд и Ферт-оф-Форт, известный как Вал Антонина. Этот вал стал северной границей римских владений в Британии. Также были укреплены границы в Германии и Реции, что способствовало защите империи от внешних угроз.
Однако, несмотря на внешнее спокойствие, в правление Антонина Пия произошли восстания в провинциях, таких как Британия, Мавретания, Египет и Иудея. Эти восстания, хотя и были подавлены, указывали на растущее напряжение внутри империи.
Антонин Пий уделял большое внимание преемственности власти. Он усыновил своего племянника, Марка Аврелия, женив его на своей дочери Фаустине, и подготовил его к роли будущего императора. Это решение обеспечило плавный переход власти и продолжило традицию «хороших императоров». В 139 году Антонин Пий получил титул «Отец Отечества», что подчеркивало его роль как заботливого правителя.
Антонин Пий умер в 161 году, оставив империю в состоянии процветания. Его правление запомнилось как время мира, стабильности и укрепления римских традиций. Однако уже вскоре после его смерти империя столкнулась с новыми вызовами, которые потребовали от его преемников, Марка Аврелия и Луция Вера, новых усилий для сохранения её единства и мощи. Антонин Пий остался в истории как образец мудрого и благочестивого правителя, чьё правление стало одной из вершин римской государственности.
(один из т.н «хороших императоров»). В это время продолжалось упрочнение империи и расширение ее границ. Укрепление могущества государства проявлялось в том числе в храмовом строительстве на территории провинций. Хотя Антонин Пий уступал предшественникам в масштабах этой деятельности, при его содействии удалось возвести десятки объектов, включая храм Аполлона в Сиде.
Он сильно пострадал во время землетрясения, произошедшего ориентировочно в VI-X веках. Окончательно разрушен при строительстве для христиан атриума
базилики 
Базилика (от греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом») — тип здания прямоугольной формы. В классическом варианте христианская базилика включает нечётное количество нефов (1, 3 или 5), которые различаются по высоте. В многонефных базиликах нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, каждый из которых имеет собственное перекрытие. Центральный неф, как правило, шире и выше боковых, а его освещение обеспечивается окнами, расположенными во втором ярусе. Если такие окна отсутствуют, сооружение относят к типу псевдобазилики, которая является разновидностью зального храма.
Особый вид базилики — купольная базилика, где над средокрестием (местом пересечения главного нефа и трансепта) возводится купол, часто установленный на барабане. Со временем термин «базилика» приобрёл более широкое значение и стал использоваться для обозначения важных римско-католических храмов, независимо от их архитектурных особенностей. Подробнее о религиозном значении термина см. в статье «базилика (титул)».
В архитектурной теории также используются понятия: «Базиликальный разрез» — чертёж поперечного разреза здания, показывающий соотношение высот нефов, устройство опор, перекрытий и окон. «Базиликальный тип освещения» — расположение окон в верхней части центрального нефа, над крышами боковых нефов.
. Стоял рядом с храмом Афины, обо сооружения были обнаружены в конце XIX века археологом из Польши К. Лянцкоронским. Находится под охраной турецкого правительства.
Культ бога Аполлона получил распространение не только в Греции, но и далеко за ее границами — на Сицилии, Апеннинских Сиракузах и в Малой Азии. Святилища, построенные в честь этого божества, играли важную роль для людей античного общества. Нередко они становились главным сосредоточением политической и деловой жизни.
Раскопки храма Аполлона
В период с 1947 по 1966 года в Сиде проводились раскопки под руководством Арифа Мюфида Манселя, занимавшегося изучением классической археологии и руководившего Стамбульским
археологическим музеем. Ученому удалось определить примерную датировку возведения храма Аполлона. Также он атрибутировал его как меньшее по размеру сооружение. Соседняя более массивная постройка была определена как храм Афины.
Существует мнение, что эти постройки в древности дополняли друг друга, символично напоминая небесные тела солнце и луну.
Раскопки позволили обнаружить значительное количество фрагментов культового сооружения. Это стало одной из причин проведения частичной реконструкции храма Аполлона. В результате в 1991 году были воссстановлены 5 колонн (шестая, стоящая отдельно, — современный проект) вместе с антаблементом и отдельный сегмент западного фронтона.
Сегодня основная задача властей — не потерять то, что осталось от храма. Продолжать реконструкцию объекта планов пока нет.
Особенности архитектуры храма
Сооружение, выполненное из белого мрамора, строилось несколько десятков лет. Представляет собой коринфский гексастильный периптер с 6 и 11 колоннами по короткой и длинной сторонам соответственно. Параметры каменной политы (стилобат) составляют 16х30 м.
Колонны вместе с капителями высотой 885 см включают по 24 вертикальных желобка. Первоначально вертикальных цилиндрических столбов насчитывалось 34. Их вершины венчали растительные орнаменты, разные изображения и виды мифического чудовищ
Медузы Горгоны 
Горгона Медуза — одна из самых известных фигур древнегреческой мифологии, чей образ олицетворяет ужас и загадочность. Она была одной из трёх сестёр горгон, дочерей морских божеств Форкия и Кето. В отличие от своих сестёр, Сфено и Эвриалы, Медуза была смертной. Её имя, происходящее от древнегреческого слова «Μέδουσα», означает «защитница» или «повелительница», что, однако, контрастирует с её устрашающим обликом и роковой силой.
Медуза обладала невероятной красотой, которая привлекла внимание бога Посейдона. По одной из версий мифа, Посейдон овладел ею в храме Афины, что вызвало гнев богини. В наказание Афина превратила прекрасные волосы Медузы в змей, а её взгляд стал обращать в камень любого, кто осмеливался посмотреть на неё. С этого момента Медуза стала чудовищем, обречённым жить в изгнании на далёком острове.
Судьба Медузы изменилась, когда герой Персей получил задание принести её голову. С помощью богов он получил волшебные артефакты: зеркальный щит от Афины, крылатые сандалии от Гермеса, меч и шапку-невидимку от нимф. Благодаря этим дарам Персей смог приблизиться к Медузе, не встречаясь с её взглядом. Он использовал щит как зеркало, чтобы видеть её отражение, и отрубил ей голову. Из крови Медузы родились крылатый конь Пегас и великан Хрисаор, что подчеркивает её связь с морской стихией и мифическими существами.
Голова Медузы сохранила свою силу даже после смерти. Персей использовал её как оружие, обращая врагов в камень. Позже он подарил голову Афине, которая поместила её на свой щит — эгиду, сделав её символом защиты и устрашения.
Образ Медузы стал важным элементом античного искусства и культуры. Её голова, известная как горгонейон, часто изображалась на щитах, доспехах и зданиях как оберег от зла. В более поздние эпохи Медуза стала символом роковой красоты и ужаса, вдохновляя художников, писателей и философов. Её имя также связано с морскими медузами, чьи щупальца напоминают змей из её волос.
Таким образом, Медуза — это не просто чудовище, а сложный символ, сочетающий в себе красоту, ужас и магическую силу. Её история отражает темы наказания, трансформации и победы героя над хаосом, оставляя глубокий след в мировой культуре.
. Она представлялась с лицом женщины, волосы которой состояли из ядовитых змей.
Внутри внешней колоннады сооружения располагался пронаос, имеющий две колонны. Так называли пристройку перед входом в храм открытого либо закрытого типа. Также здесь находилась целла Аполлона — святилище храма.
Даже сегодня, вглядевшись через ограждающую металлическую сетку, можно увидеть оставшиеся целыми фрагменты фундамента, обломки перекрытий и стен.
Колонны, возведенные в коринфском стиле, отличаются выраженным стремлением вверх и изяществом. Такой эффект достигается за счет высокой капители. Основу последней составляет колокол, перевернутый основанием кверху. По углам этого элемента находятся стилизованные побеги аканта.
Истории о храме
Храм построен и назван в честь древнегреческого олимпийского бога, покровителя искусств Аполлона. Придания гласят, что в нем проходили свидания египетской правительницы Клеопатры с возлюбленным Марком Антонием. Отчасти это связано с удобным расположением храма, который построен на мысу, омывающимся Средиземным морем.
Считается, что мрамор для сооружения был завезен с острова Проконнесс, расположенном в Мраморном море. Этот камень относится к категории высококачественного и представлен несколькими оттенками от ярко белого и светло-серого до белого полосками серого цвета. Материал традиционно был одним из самых дорогих и его использование в Сиде свидетельствует о богатстве города в момент возведения культовой постройки.
Современное состояние храма
Сегодня колонны располагаются на железобетонном основании и отделаны под мрамор. Благодаря влиянию ветра, солнца, влажности бетон из основания начал крошиться, оголяя арматуру. В темное время суток рядом с сооружением включается разноцветная подсветка.
Посещение археологического памятника бесплатное, доступ к месту открыт круглосуточно. Многие туристы отмечают, что остатки храма наиболее эффектно смотрятся на рассвете или закате.
Немного о городе
Город Сид, в котором расположен памятник архитектуры считается одной из наиболее древних греческих колоний. Она была построена в VII веке до н.э на базе еще более древнего поселения. Название на анатолийском языке означает «гранат», символизирующий в этой местности изобилие. Помимо храма Аполлона из античного наследия сохранился древнеримский театр на 12-15 тысяч зрителей, части агоры и некрополя.
Здесь был построен один из самых больших туалетов на 24 места. Для удобства и соблюдения гигиены общественный санузел получил канал с чистой водой и канализацию. Помимо прямых функций сооружение было местом информационного обмена, общения.
Своим процветанием город был обязан активной работорговле. Особенно преуспевали в этом продавцы женщин. Сид впитал культуру римской империи, которая запечатлелась в многочисленных архитектурных памятниках.