Мечеть Шехзаде Мехмед джами в Стамбуле расположилась вдалеке от туристических маршрутов. Архитекторы и историки единогласно называют эту мечеть совершенством.
Мечеть Шехзаде это не отдельно стоящее здание, а целый комплекс, состоящий из многочисленных построек и огороженный каменным забором.
Мечеть, находящаяся в историческом центре Стамбула, по красоте и величию ничуть не уступает голубой мечети Султанахмет.
Немного истории
Мечеть Шехзаде - символ скорби. Строительство мечети было поручено архитектору и зодчему
Синану 
Синан (полное имя — Абдульменнан оглу Синанеддин Юсуф, тур. Abdülmennan oğlu Sinaneddin Yusuf), также известный как Ходжа Мимар Синан Ага (тур. Hoca Mimar Sinan Ağa, что означает "господин учитель архитектор Синан") или просто Мимар Синан (тур. Mimar Sinan, "архитектор Синан"), родился 15 апреля 1488 года в селе Агырнас (недалеко от Кайсери) и умер 17 июля 1588 года в Стамбуле. Он является одним из самых выдающихся османских архитекторов и инженеров. Начиная с 1538 года, Синан занимал должность главного архитектора и инженера Османской империи.
Его деятельность была тесно связана с правлением султана Сулеймана I, а также его преемников — Селима II и Мурада III. Синан руководил строительством множества гражданских и религиозных сооружений, включая мечети, мусульманские начальные школы (мектебы), акведуки, а также военные укрепления, мосты и переправы, необходимые для походов османских султанов. Среди его знаменитых работ — бани Роксоланы и её мавзолей.
Синан также воспитал множество талантливых учеников, которые продолжили его дело. Например, его ученик Седефкар Мехмед Ага стал автором проекта знаменитой Голубой мечети в Стамбуле. Другие ученики Синана участвовали в создании таких архитектурных шедевров, как Старый мост в Мостаре (Босния и Герцеговина). Ещё один его ученик, сирийский архитектор Устада Иса Хан, внес вклад в проектирование Тадж-Махала в империи Великих Моголов.
Синан оставил после себя огромное наследие, став символом османской архитектуры и вдохновением для будущих поколений зодчих.
.
На его творчество огромное влияние оказала архитектура
Собора Святой Софии, и Синану удалось достигнуть своей мечты. Он построил купол, превышающий купол Святой Софии. Умерший в возрасте 98 лет, он был удостоен величайшей чести быть похороненным в собственном мавзолее у стены мечети Сулеймание.
Мечеть построена в 1548 году в память Мехмеда, старшего сына султана
Сулеймана Великолепного 
Сулейман I, известный как Великолепный (в Европе) и Кануни (Законодатель, в мусульманском мире), родился 6 ноября 1494 года в Трабзоне. Он стал десятым султаном Османской империи, правившим с 1520 по 1566 год, а с 1538 года также принял титул 89-го халифа. Сулейман был сыном султана Селима I, чьё правление заложило основы для дальнейшего расширения империи.
Сулейман I вошёл в историю как один из величайших правителей Османской династии. Его эпоха стала временем наивысшего расцвета империи, когда она достигла пика своего политического, военного и культурного влияния. При нём границы империи значительно расширились: завоевания охватили обширные территории в Европе (включая Венгрию и часть Австрии), на Ближнем Востоке (Месопотамия, Аравия) и в Северной Африке. Он также укрепил контроль над Средиземным морем, одержав победы над флотами европейских государств.
Помимо военных успехов, правление Сулеймана ознаменовалось расцветом культуры, искусства и архитектуры. Он покровительствовал учёным, поэтам и архитекторам, а его двор стал центром интеллектуальной и творческой жизни. При нём были созданы шедевры османской архитектуры, такие как мечеть Сулеймание в Стамбуле, которая до сих пор поражает своим величием.
Сулейман I скончался в ночь с 6 на 7 сентября 1566 года во время военного похода близ города Сигетвар в Венгрии. Его смерть стала концом эпохи, которая оставила глубокий след в истории не только Османской империи, но и всего мира. Сулейман Великолепный по праву считается символом мощи, мудрости и величия Османской империи на пике её славы.
.
Шехзаде 
Шехзаде или Шахзаде (осман. شهزاده, совр. тур. şehzade, от перс. şāhzādeh شاهزاده) — титул, который носили сыновья султанов в Османской империи в период с XV по XVIII век, а также сыновья шахов в Сефевидском государстве. Этот титул использовался для обозначения мужских потомков правителей и в переводе с персидского означает «сын правителя» или «принц».
В Османской империи шехзаде играли важную роль в системе управления. До конца XVI века наследники престола, как правило, назначались султанами на должности правителей санджаков — административно-территориальных единиц империи. Это позволяло им приобретать опыт управления и готовиться к будущему правлению. Однако начиная с правления Ахмеда I, сына Мехмеда III, эта практика прекратилась. Мехмед III стал последним шехзаде, который управлял санджаком до восшествия на престол. После него султаны больше не получали подобного опыта в молодости.
В XIV и XV веках сыновья султанов часто носили титул «челеби». Например, все сыновья султана Баязида I, включая Мехмеда и Мусу, титуловались именно так. Позже, начиная с XIX века, к принцам в Османской империи стали обращаться «эфенди», что подчеркивало их высокий статус, но уже в рамках новых традиций и изменений в государственной системе.
Титул «шехзаде» не только отражал принадлежность к правящей династии, но и подчеркивал особую роль принцев в политической и социальной жизни империи. Этот титул стал символом преемственности власти и важным элементом османской государственной традиции.
Мехмед родился в Константинополе в 1521 году. Мать Шехзаде была рабыней, которая стала впоследствии законной женой Сулеймана Великолепного.
В 1537 году Мехмед провёл ряд победных военных операций и имел шансы стать следующим султаном Османской империи.
Но в 1543 году Шехзаде Мехмед неожиданно умирает. Некоторые исследователи считают, что Мехмед умер в результате оспы которой его заразила одна из наложниц, а другие, что Мехмет умер естественной смертью.
Изначально Шехзаде Мехмед был погребён в мечети Беязыт. Позже в память о любимом сыне Сулейман построил в Стамбуле комплекс под названием Шехзаде Мехмед джами. В кратчайшие сроки было построено тюрбе, куда был перенесён гроб с телом Мехмеда, а над гробом установлен трон.
Трон приказал установить лично сам Сулейман. Это подчёркивало особое отношение повелителя к своему сыну.
Как султан относился к Мехмеду: почитал, помогал и всегда выделял его среди остальных шехзаде.
Сулейман надеялся, что этот сын взойдёт на престол, но судьба решила иначе. Отец несколько дней оплакивал любимого сына, не давая даже захоронить.
После погребения Сулейман захотел, чтобы Мехмед выделялся среди остальных шехзаде даже в мавзолее, поэтому султан приказал изготовить трон, который выглядел точно так, как и его.
Султан хотел, чтобы несчастный шехзаде смог получить его трон хотя бы после смерти.
Сложно представить, что чувствовали другие сыновья, видя такое отношение отца к Мехмеду.
За всю историю Османской империи больше никто не смог удостоиться трона над своей могилой, кроме Мехмеда.
Комплекс построили в кротчайшие сроки с 1543 по 1548 годы.
В 1540 году незадолго до смерти Шехзаде Мехмеда родилась единственная дочь Хюма Шах Султан. Хюма трижды выходила замуж, родила 6 сыновей и 5 дочерей.
Хюма Шах Султан умерла в 1592 году в 52 года и похоронена рядом с отцом в мавзолее Шехзаде.
Особенности мечети
Синан задумывал мечеть идеальную с точки зрения искусства зодчего. Сооружение имеет симметричную форму. Если взглянуть сверху, то видно, что мечеть выполнена в форме квадрата. Еще одна удивительная особенность — внутренний двор равен периметру самого здания.
Центральный купол 18.42 метра вознесён на четырёх арках. Его гармонично обрамляют четыре купола меньшего размера.
Мечеть Шехзаде Мехмета украшают 2
минарета 
Минарет: Архитектурный символ Ислама
Минарет, возвышающийся над горизонтом городов, является одним из самых узнаваемых символов исламской архитектуры. Этот величественный элемент, напоминающий маяк, служит местом, откуда муэдзин призывает верующих на молитву пять раз в день. Слово «минарет» происходит от арабского термина «мана́ра», что буквально переводится как «маяк».
Историческое значение
Первые минареты появились еще в VII веке, вскоре после основания первых мечетей. Первоначально их форма была довольно простой, но со временем она становилась всё более сложной и изысканной. Одним из древнейших сохранившихся минаретов является Минарет Самарры в Ираке, построенный в IX веке. Он представляет собой спиралевидный минарет, внешне напоминающий гигантскую раковину улитки. Это уникальное строение символизирует духовное восхождение мусульман к Богу.
В разные эпохи и регионы существовали свои особенности строительства минаретов. Например, в Северной Африке предпочитали строить четырехгранные минареты, такие как знаменитый Минарет Кутубии в Марокко. На Ближнем и Среднем Востоке же преобладали круглые минареты, символизирующие вечность и бесконечность.
Декоративные элементы
Минареты всегда были важным элементом декора мечетей. Они украшались узорами, резьбой, глазурованными плитками и другими элементами, которые придавали им особую красоту и величие. Важным элементом минарета являются балконы (шерефе), с которых муэдзины провозглашали азан — призыв к молитве. Эти балконы, украшенные изящными решётками, добавляют лёгкости и воздушности массивному строению.
Современное использование
Сегодня минареты продолжают играть важную роль в жизни мусульманских общин. Однако технологии изменили способ передачи азана. Вместо того чтобы взбираться на вершину минарета, муэдзины теперь используют современные средства связи. Голоса муэдзинов передаются через громкоговорители, установленные на минаретах, что позволяет охватить гораздо большую аудиторию.
Несмотря на эти изменения, минарет остаётся символом веры и духовной связи между мусульманами. Он продолжает вдохновлять архитекторов и художников по всему миру своим величием и красотой.
Рекордное количество минаретов — десять — у мечети Пророка в Медине.
высотой по 55 метров. Фундамент по высоте примерно равен высоте постройки. В подвалах мечети, под полом здания установлен бассейн, благодаря которому летом здесь прохладно, а зимой тепло.
Во внутреннем дворике есть красивый фонтан, который был построен позже, во время правления султана
Мурада IV 
Мурад IV (осман. مراد رابع — Murâd-ı râbi‘, тур. Dördüncü Murat) — семнадцатый султан Османской империи, правивший с 1623 по 1640 год. Он родился 26 или 27 июля 1612 года и умер 8 февраля 1640 года. Его правление стало одним из самых противоречивых и драматичных периодов в истории Османской империи.
Мурад IV взошел на престол в возрасте всего 11 лет, после свержения его дяди Мустафы I. В первые годы его правления реальная власть находилась в руках его матери, Кёсем Султан, и высших сановников, что привело к внутренним беспорядкам и ослаблению централизованной власти. Однако, достигнув совершеннолетия, Мурад IV взял бразды правления в свои руки и проявил себя как жесткий и решительный правитель.
Он известен своими радикальными мерами по наведению порядка в империи. Мурад IV ввел строгие законы, запретив употребление алкоголя, табака и кофе, а также жестоко подавлял любые проявления неповиновения. Его методы правления часто характеризовались крайней суровостью, включая массовые казни и репрессии.
Несмотря на свою жесткость, Мурад IV добился значительных успехов в военной сфере. Он лично возглавил несколько военных кампаний, включая успешное завоевание Багдада в 1638 году, что вернуло Османской империи контроль над важным регионом.
Мурад IV умер в 1640 году в возрасте 27 лет, оставив после себя сложное наследие. С одной стороны, его правление было отмечено восстановлением порядка и военными победами, с другой — чрезмерной жестокостью и авторитаризмом. Его личность и методы управления до сих пор вызывают споры среди историков, но он остается одной из самых ярких фигур в истории Османской империи.
.
Внутри мечеть оформлена строго, без излишеств, всё выполнено в светлых тонах. Белый фон декорирован легким орнаментом.
Мавзолей, расположенный на территории мечети, по праву считается одним из самых великолепных в Стамбуле. Он выдержан в традициях османского видения красоты и величия.
Изникские изразцы 
Керамика Изника (тур. İznik çinisi) — это уникальный вид декоративно-прикладного искусства, развивавшийся в турецком городе Изник (бывший Никея) в течение нескольких столетий, особенно активно в период Османской империи. Этот вид керамического производства славился своими яркими красками, утонченными орнаментами и высоким качеством исполнения.
Изникская керамика включает широкий спектр изделий, начиная от декоративных тарелок и ваз до плитки, используемой для украшения интерьеров дворцов, мечетей и других значимых зданий. Изделия из Изника отличались своей уникальностью благодаря использованию специфических техник росписи и обжига, а также характерных цветов, таких как насыщенно-синий кобальт, ярко-красный кармин и изумрудно-зеленый.
Одним из ключевых элементов изникской керамики является её орнаментация. Мастера использовали сложные геометрические узоры, растительные мотивы, а также стилизованные изображения животных и людей. Особенной популярностью пользовались мотивы тюльпанов, гвоздик и кипарисов, которые считались символами власти и процветания.
Производство керамики в Изнике достигло своего расцвета в XVI–XVII веках, когда город стал центром керамической индустрии Османской империи. В этот период изделия из Изника экспортировались по всей Европе и Азии, завоевав признание и восхищение за свою красоту и качество.
Однако к концу XVII века производство изникской керамики начало приходить в упадок, частично из-за изменений в моде и предпочтений, а также из-за конкуренции с европейскими производителями фарфора. Несмотря на это, традиции изникской керамики сохранились и продолжают жить в современном искусстве Турции.
Сегодня изделия из Изника считаются ценными произведениями искусства и пользуются большим спросом среди коллекционеров и любителей антиквариата. Современные мастера продолжают создавать керамику в стиле Изника, используя традиционные техники и материалы, стремясь сохранить наследие этого великого художественного направления.
украшают мавзолей изнутри.
Кто похоронен в мечети Шехзаде
Здесь установлены могилы:
Шехзаде Мехмеда — старший сын Султана Сулеймана Великолепного;
Хюма Шах Султан — единственная дочь Шехзаде Мехмеда;
Шехзаде Джихангира — младший сын Султана Сулеймана Великолепного от его законной жены Хюррем Султан. В честь шехзаде Джихангира назван один из районов Стамбула и мечеть;
Шехзаде Махмуда — старший сын Мехмеда III и Халиме Султан;
Шейха-Уль-Ислам Бостани заде
Рустема-паши — великий визирь Османской империи, зять султана Сулеймана Великолепного;
Боснали Ибрагима-паши — великий визирь Османской империи.
Время работы
Мечеть Шехзаде Мехмед джами действующая и здесь постоянно проводятся службы. Мавзолей Мехмеда открыт с 9 утра до 17 вечера. Понедельник выходной. Посетить мечеть может любой желающий, вне зависимости от веры.
Правила посещения мечети
- Не следует входить в мечеть в часы молитв
- Одеться надо по возможности скромно. Плечи и колени должны быть закрыты. Обычно в крупных мечетей на время визита бесплатно предлагают специальные накидки, но лучше озаботиться одеждой самому.
- Женщины должны прикрыть волосы на голове (лучше косынкой)
- Перед входом в мечеть Шехзаде Мехмед все без исключения снимают обувь. Ее можно оставить там, либо взять с собой в пластиковом пакете.
- В мечети Шехзаде Мехмед нельзя есть.
- В мечети Шехзаде Мехмед нельзя пить.
- Не рекомендуется нарушать покой верующих, когда они молятся: стоять близко к ним, или проходить перед ними.
- Мобильный телефон требуется выключить.
- Обычно вне часов молитвы в мечете Шехзаде Мехмед разрешают фотографировать. Но нельзя делать снимки людей, когда они совершают омовение и уже тем более, когда они молятся.
- Вход в мечеть Шехзаде Мехмед бесплатный, однако пожертвования приветствуются.
Как добраться от Аксарая на трамвае №1 до Мечети Шехзаде Мехмеда:
1. Найдите остановку Аксарай (Akşaray Mektubi) на линии трамвая №1. Это одна из ключевых станций в историческом центре Стамбула. Она расположена недалеко от исторического музея Пера, стамбульского археологического музея и других известных достопримечательностей.
2. Купите билет в кассе или используйте билетную машину для оплаты проезда. Стоимость проезда зависит от расстояния и может варьироваться, поэтому убедитесь, что у вас достаточно средств.
3. Садитесь в трамвай №1, который направляется к центру города. Трамвай следует через исторический район Фатих, где расположена Мечеть Шехзаде Мехмед.
4. Следуйте по маршруту трамвая, наблюдая за знаками и ориентирами. Маршрут трамвая проходит через живописные улицы и площади, где можно увидеть множество исторических зданий и памятников.
5. Выходите на остановке Lütfi Paşa на линии трамвая № 1. Здесь вы окажетесь недалеко от Мечети Шехзаде Мехмеда.
6. Перейдите улицу и следуйте указателям к Мечети. Мечеть находится в историческом районе, поэтому вам могут потребоваться небольшие усилия, чтобы найти её среди узких улиц и домов.
7. Наслаждайтесь посещением мечети, изучите её архитектуру и историю. Обратите внимание на красивый интерьер, изысканные детали и историческое значение этого места.
Обратите внимание, что время в пути может зависеть от времени ожидания трамвая на остановках и плотности пассажиропотока. Рекомендуется планировать поездку с запасом времени, чтобы насладиться посещением Мечети Шехзаде Мехмеда без спешки.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.