Собор Святой Софии в Стамбуле – величественный памятник византийской архитектуры и крупнейшая постройка юстиниановской эпохи до строительства собора Святого Петра в Риме. Местные жители называют собор Айя София.
Экскурсоводы с гордостью рассказывают про это грандиозное сооружение гостям Стамбула. Собор Святой Софии в Стамбуле, чьи фото украшают рекламные буклеты туристических агентств
Турции – величественное строение с трудной историей, необычной архитектурой и уникальным оформлением внутри и снаружи.
Собор Святой Софии в Стамбуле: история создания
В 324-337 году на этом месте стояла христианская церковь Константина.
Это была небольшая
базилика 
Базилика (от греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом») — тип здания прямоугольной формы. В классическом варианте христианская базилика включает нечётное количество нефов (1, 3 или 5), которые различаются по высоте. В многонефных базиликах нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, каждый из которых имеет собственное перекрытие. Центральный неф, как правило, шире и выше боковых, а его освещение обеспечивается окнами, расположенными во втором ярусе. Если такие окна отсутствуют, сооружение относят к типу псевдобазилики, которая является разновидностью зального храма.
Особый вид базилики — купольная базилика, где над средокрестием (местом пересечения главного нефа и трансепта) возводится купол, часто установленный на барабане. Со временем термин «базилика» приобрёл более широкое значение и стал использоваться для обозначения важных римско-католических храмов, независимо от их архитектурных особенностей. Подробнее о религиозном значении термина см. в статье «базилика (титул)».
В архитектурной теории также используются понятия: «Базиликальный разрез» — чертёж поперечного разреза здания, показывающий соотношение высот нефов, устройство опор, перекрытий и окон. «Базиликальный тип освещения» — расположение окон в верхней части центрального нефа, над крышами боковых нефов.
, покрытая деревянной кровлей и имела соответствующую форму.
Базилика несколько раз горела и заново отстраивалась.
Первый раз базилика сгорела в 404 году, во время общественных беспорядков. В 415 году по приказу
Феодосия II 
Флавий Феодосий II (10 апреля 401 — 28 июля 450), также известный как Феодосий Младший или Феодосий Каллиграф, — император Восточной Римской империи, правивший на протяжении 48 лет. Он стал соправителем своего отца, императора Аркадия, в 402 году, а после смерти отца в 408 году взошёл на престол как единоличный правитель.
Феодосий II известен своим долгим и относительно стабильным правлением, которое стало важным периодом в истории Византийской империи. Он получил прозвище «Каллиграф» благодаря своему красивому почерку, что свидетельствует о его образованности и интересе к искусству.
Одним из самых значимых достижений его правления стало издание Кодекса Феодосия (438 год) — свода римских законов, который стал важным этапом в развитии римского права. Также при нём были укреплены стены Константинополя, известные как Феодосиевы стены, которые защищали город на протяжении многих веков.
Феодосий II активно поддерживал христианство и участвовал в церковных делах, включая организацию Эфесского собора в 431 году. Однако его правление также сопровождалось внутренними и внешними вызовами, включая набеги гуннов под предводительством Аттилы.
Феодосий II умер в 450 году, оставив после себя наследие как одного из самых долгоправящих императоров в истории Византии. Его эпоха стала временем укрепления империи и развития её культурных и правовых традиций.
построена новая базилика, которая имела пять нефов, но тоже имела деревянную крышу. Но в 532 году, после
народных волнений 
народных волнений
было уничтожено и это здание. И тогда император
Юстианиан 
Император Юстиниан I Великий (483–565 гг.), известный своим значительным влиянием на историю Византийской империи, правил почти полвека, с 527 по 565 год. Одним из важнейших достижений его правления стала кодификация римского права под руководством юриста Трибониана, результатом которой стал Corpus Juris Civilis, или «Свод гражданского права». Этот правовой кодекс оказал глубокое воздействие на правовые системы Европы и остается важным источником для изучения западного права.
Кроме того, Юстиниан предпринял амбициозную программу восстановления территорий бывшей Римской империи, начав военные кампании против варварских королевств. Благодаря этим усилиям Византийская империя вернула себе контроль над Италией, Северной Африкой и частью Испании. Однако такие масштабные завоевания требовали значительных ресурсов, что привело к ослаблению империи.
Одним из наиболее известных архитектурных проектов при Юстиниане стало строительство собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул), который до сих пор считается выдающимся достижением византийского зодчества. Император также активно участвовал в религиозной жизни, поддерживая борьбу с ересями и стремясь к унификации религиозных взглядов внутри империи.
В культурном плане правление Юстиниана ознаменовалось расцветом литературы, архитектуры и искусства. Император покровительствовал наукам и образованию, способствуя созданию множества произведений и научных трудов. Экономически его реформы помогли стабилизировать финансы империи, установив строгий контроль над торговлей и финансовыми потоками.
Хотя его правление сопровождалось значительными успехами, оно также имело и отрицательные стороны. Военные кампании привели к истощению ресурсов, а религиозная политика вызвала внутренние конфликты. Несмотря на это, наследие Юстиниана остается важным и влиятельным в истории Византии и Европы.
в 532 - 537 году построил Собор в сегодняшнем виде.
Храм
Руководили строительством Собора архитекторы
Исидор Милетский 
Исидор Милетский (др.-греч. Ἰσίδωρος ὁ Μιλήσιος) — выдающийся византийский математик и архитектор VI века. Родился в Милете, одном из крупнейших культурных и научных центров античного мира. О его семье сохранилось мало сведений, но уже в середине 530-х годов Исидор был известен как видный учёный, преподававший в Александрии Египетской и Константинополе.
Исидор вошёл в историю как один из архитекторов, создавших собор Святой Софии в Константинополе (532–537 годы) по приказу императора Юстиниана I. Он работал вместе с Анфимием Тралльским, и их совместный труд стал шедевром византийской архитектуры. Согласно свидетельству Константина Родосского, Исидор также участвовал в строительстве церкви Святых Апостолов в Константинополе, хотя это утверждение остаётся спорным.
Исидор был не только архитектором, но и талантливым математиком. Он занимался вопросами стереометрии и физики, а также изобрёл инструмент для непрерывного черчения параболы, с помощью которого решил задачу об удвоении куба. Этот инструмент, по описанию Евтокия, напоминал греческую букву «λ».
Исидор также был учителем автора так называемой «XV книги „Начал“», которая была добавлена к знаменитому труду Евклида. Его сын, также носивший имя Исидор, стал известным архитектором, продолжив традиции отца.
О дальнейшей судьбе Исидора Милетского сведений не сохранилось, но его вклад в архитектуру и науку остаётся важной частью наследия Византии.
и
Анфимий Тралльский Анфимий из Тралл (др.-греч. Ἀνθέμιος ὁ Τραλλιανός; 474 — не позднее 558) — выдающийся византийский математик и архитектор, наиболее известный как один из создателей Софийского собора в Константинополе. Родился в городе Траллы (современный Айдын, Турция) в семье врача Стефана. У Анфимия было четыре брата, каждый из которых достиг успеха в своей области: Диоскор (врач), Александр (знаменитый медик), Олимпий (специалист по римскому праву) и Метродор (грамматист).
Анфимий прославился как архитектор и инженер. Вместе с Исидором Милетским он спроектировал и построил Софийский собор (532–537 годы), который стал шедевром византийской архитектуры и символом величия Константинополя. Кроме того, Анфимий занимался ремонтом защитных дамб в Даре, демонстрируя свои инженерные навыки.
Как математик, Анфимий написал трактат о конических сечениях, который стал важной основой для его архитектурных проектов. Он также изучал оптику и написал работу о системах зеркал, которая упоминалась арабским математиком ибн ал-Хайсамом. Эти исследования свидетельствуют о его глубоких знаниях и интересе к науке.
Анфимий из Тралл оставил значительный след в истории архитектуры и математики, а его вклад в создание Софийского собора сделал его одним из самых известных византийских учёных и инженеров.
.
Под строительство император выкупил близлежащие частные участки. Желая, чтобы Собор украшал столицу и поражал масштабами, олицетворяя величие империи. А по другой версии храм строился такими масштабами, чтобы искупить убийство 30 тысяч людей при подавлении восстания против императора Юстиниана.
Именно в стенах собора Святой Софии в июле 1054 года произошел конфликт между кардиналом Гумбертом и патриархом Михаилом Кируларием, в результате которого они предали друг друга
анафеме Анафема — в христианской традиции это высшая мера церковного наказания, заключающаяся в отлучении человека от общения с верующими и участия в церковных таинствах. Анафема применяется за тяжкие прегрешения, такие как измена православной вере, уклонение в ересь или раскол, и провозглашается соборно, то есть с участием высших церковных иерархов.
В русском языке слово «анафема» имеет несколько значений. Прежде всего, это церковное отлучение, лишающее человека прав и благ, находящихся в распоряжении Церкви. Оно отличается от временного отлучения (ἀφορισμός), которое применяется за менее серьёзные проступки, такие как воровство или блуд, и не требует соборного решения. Анафема также используется в чинопоследовании присоединения к Православной церкви бывших иноверцев, где она означает торжественное отречение от прежних заблуждений. В прошлом слово «анафема» употреблялось в просторечии как бранное, но сегодня это значение утратило актуальность.
Согласно Православной энциклопедии (2000), анафема является крайней мерой, направленной на защиту чистоты веры и церковного учения. В Новом Завете анафема упоминается в Послании к Галатам (1:8–9), где апостол Павел предупреждает: если кто проповедует иное учение, чем принятое, да будет анафема. Это подчёркивает важность сохранения вероучительной чистоты в христианской общине. Анафема остаётся важным элементом церковной дисциплины, хотя применяется крайне редко и только в исключительных случаях.
. И это событие стало причиной церковного раскола на католиков и православных.
Мечеть
В 1453 году произошло событие, которое изменило судьбу христианского Собора. В ночь с 28 на 29 мая состоялось последнее христианское богослужение.
29 мая, выломав ворота храма, в Собор ворвались турки, убили молящихся и разграбили помещения церкви. И уже 30 мая султан
Мехмед II 
Мехмед II (осман. محمد ثانى, тур. II. Mehmed), известный как Магомет Завоеватель (осман. ابو الفتح, тур. Fâtih Sultan Mehmed), — султан Османской империи, правивший в 1444–1446 и 1451–1481 годах. Родился 30 марта 1432 года в Эдирне, он стал одним из самых влиятельных правителей в истории Османской империи. Его первое правление началось в 1444 году, когда он разгромил крестовый поход под предводительством Яноша Хуньяди, нарушившего условия Сегедского мирного договора.
В 1451 году Мехмед II вернулся на престол и начал готовиться к захвату Константинополя. В 1453 году, в возрасте 21 года, он организовал осаду и взял город, что привело к падению Восточной Римской (Византийской) империи. Это событие стало поворотным моментом в истории, укрепив мощь Османской империи. После завоевания Мехмед провозгласил себя цезарем Рима (осман. قیصر روم, тур. Kayser-i Rum), ссылаясь на то, что Константинополь был столицей Римской империи с 330 года. Хотя этот титул был признан Константинопольским патриархом, европейские монархи его не поддержали.
Мехмед II продолжил расширять свои владения, завоёвывая территории в Анатолии и юго-восточной Европе, включая Боснию. Он также провёл ряд политических и социальных реформ, способствуя развитию науки, искусства и архитектуры. При нём Константинополь (ныне Стамбул) превратился в процветающую столицу империи. В честь Мехмеда названы многие архитектурные сооружения, такие как мечеть Фатих, Мост Султана Мехмеда Фатиха и район Фатих в Стамбуле. Мехмед II умер 3 мая 1481 года в Гебзе, оставив после себя мощную и культурно богатую империю.
, завоевавший Константинополь, пропел в соборе Святой Софии суру Корана, после чего церковь была обращена в мечеть. Обращение в мечеть потребовало пристройки четырёх минаретов. Айя-София обрела уже знакомый вид. В годы правления султана Мехмеда II было построено
медресе 
Медресе (араб. مدرسة, буквально «место учения») — это мусульманское учебное заведение, которое служит как средней школой, так и духовной семинарией. Оно предназначено для тех, кто уже завершил начальное образование в мектебе или домашней коранической школе. Обучение в медресе бесплатное и раздельное, что делает его доступным для многих. Выпускники медресе могут поступать в университеты, продолжая своё образование.
В средние века медресе были главными центрами образования в исламском мире. Они готовили не только религиозных деятелей, но и учителей, государственных служащих, а также учёных. Многие выдающиеся мыслители, богословы и философы исламского мира были выпускниками медресе.
Программа обучения включала изучение Корана, исламского права (фикх), арабского языка, литературы, математики, астрономии и других наук. Медресе играли важную роль в сохранении и развитии исламской культуры и науки, а также в формировании интеллектуальной элиты. Сегодня медресе продолжают оставаться важной частью исламской образовательной системы, сочетая традиционные и современные подходы к обучению.
, которое просуществовало до XVII века.
В 1847 году султан
Абдул-Меджид I 
Абдул-Меджид I (осман. عبد المجيد اول, тур. Birinci Abdülmecit) — 31-й султан Османской империи, правивший с 1839 по 1861 год. Он родился 23 апреля 1823 года в Стамбуле и был старшим сыном султана Махмуда II. Абдул-Меджид взошёл на престол 2 июля 1839 года, вскоре после поражения османской армии от египтян в битве при Низибе (24 июня 1839).
Его правление ознаменовалось началом эпохи реформ, известных как Танзимат (осман. تنظيمات — «реорганизация»). Эти реформы были направлены на модернизацию Османской империи, укрепление центральной власти и улучшение положения различных групп населения. Абдул-Меджид стремился создать более современное государство, вводя новые законы, реорганизуя административную систему и поддерживая развитие образования и культуры.
Среди ключевых достижений его правления — провозглашение Гюльханейского хатт-и шерифа (1839), которое гарантировало равенство перед законом для всех подданных империи независимо от их религии или происхождения. Также были проведены реформы в области налогообложения, судебной системы и военного дела.
Абдул-Меджид I умер 25 июня 1861 года в Стамбуле, оставив после себя наследие реформ, которые, несмотря на свои ограничения, заложили основы для дальнейшей модернизации Османской империи. Его правление стало важным этапом в истории империи, хотя многие проблемы, с которыми она столкнулась, остались нерешёнными.
распорядился провести реставрационные работы в Айя-Софии. Тогда же на колоннах разметили восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммеда, которые сохранились до наших дней и сразу бросаются в глаза.
Музей
В XIX веке (1847-1849 гг.) в Соборе проводилась очередная реконструкция. Братья Фоссати, убрали отсек, где молились императоры и пристроили
михраб 
Михраб (араб. مِحْراب) — это ниша в стене мечети, которая указывает направление на Мекку, называемое киблой. Она служит ориентиром для молящихся, чтобы они могли правильно совершать намаз, обратившись лицом к священному городу. Михраб обычно имеет арочную форму и украшается орнаментами, резьбой или каллиграфией. В верхней части михраба часто размещают коранические аяты, подчёркивая его религиозное значение.
Во времена Пророка Мухаммеда для обозначения киблы использовали камни или другие отметки на стене мечети. Позже, в конце VII века, михрабы стали оформляться как архитектурные элементы. Один из самых ранних примеров михраба сохранился в Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме (691 год). Со временем михрабы стали более сложными и декоративными, их украшали колоннами, подковообразными арками, сталактитами, поливными изразцами, смальтой и даже драгоценными камнями.
Михраб предназначен для имама, который руководит коллективной молитвой. Имам стоит в михрабе, чтобы быть впереди молящихся, что символизирует его роль как духовного лидера. Внутри михраба часто подвешивают горящую лампу, которая символизирует свет веры, согласно кораническому аяту: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник» (Коран, 24:35).
Михраб иногда сравнивают с апсидой в христианских храмах, но он не выполняет функции алтаря. Это исключительно исламский архитектурный элемент, подчёркивающий связь верующих с Меккой и их единство в молитве.
. В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, Айя-София становится музеем.
И снова мечеть
Но турецкое общество не смогло смириться с решением декрета 1935 года о переводе Святой Софии в музей и 10 июля 2020 года Высший государственный суд Турции отменил это решение и Айя София снова стала мечетью и в ней впервые за 80 лет провели намаз.
Внутреннее убранство
Грандиозность сооружения можно оценить только личным присутствием. Но благодаря видео снятому @elvirasunshine, можно увидеть пространство Собора Святой Софии.
Мистика собора Святой Софии
- «Плачущая колонна» или колонна Святого Григория. Колонна, основание которой покрыто медными пластинами, в которой есть небольшое углубление. С ним связано одно суеверие. Нужно просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь медных листов. Если при этом почувствуете влагу, то можно загадывать желание и желание сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец

Архиепископ Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович; умер 8 октября 1232 года) — выдающийся церковный деятель Древней Руси, известный как архиепископ Новгородский и автор знаменитого произведения «Книга Паломник», в котором он описал своё паломничество в Константинополь. Его служение на Новгородской кафедре проходило в три этапа: 1210–1218, 1226–1228 и 1228–1229 годы. Также он был епископом Перемышльским с 1220 по 1225 год.
Архиепископ Антоний прославился не только как церковный иерарх, но и как писатель. Его «Книга Паломник» является ценным историческим источником, описывающим святыни и архитектуру Константинополя, а также духовную жизнь Византии того времени. Это произведение стало важным вкладом в древнерусскую литературу и культуру.
Русская православная церковь почитает архиепископа Антония в лике святителей. Его память совершается трижды в год: 8 октября (день его смерти), 10 февраля (в Соборе святителей Новгородских) и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице (в Соборе Новгородских святых). Его жизнь и труды остаются примером верности вере, духовного подвижничества и служения Церкви.
во время паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…».
- В южной части собора находится ниша, из которой раздается легкий шум и этот феномен связан другой легендой. Согласно которой, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. И когда захватчики уже были готовы убить священника, который читал молитву, стены расступились и спрятали за собой священника. Священник и сейчас находится там, читает и ждет, когда собор опять станет христианским храмом.
- Холодное окно – ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна всегда дует прохладный ветерок, даже в жару. Это окно расположено на втором этаже в южной части собора Святой Софии и выходит на Голубую мечеть.
Время работы
Собор Святой Софии открыт для посещения. Время работы меняется в зависимости времени года.
Летом (с 15.04 по 01.10) музей работает с 9.00 до 19.00
Эимой – с 9.00 до 17.00.
Продажа билетов заканчивается летом в 18.00, зимой – в 16.00.
C 15 января 2024 года вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для туристов стал платным (около 2 500 рублей). Также по новым правилам для осмотра доступен только второй ярус.
История Айя-Софии богата многими событиями: храм неоднократно разрушался и строился вновь, пока Юстиниан 1 не принял решение соорудить здание, затмевающее своей красотой и римские святилища, и известный Иерусалимский храм.
К 6 веку Айя-София выглядела настолько великолепно, что посетители сравнивали храм с кораблём, царившим над морскими волнами. Ещё одной особенностью является размещение окон, свет проходит сквозь них, и это создаёт впечатление, что купол парит в небесах.
Внутри собор украшен ансамблем из малахитовых и порфировых колонн. Напольной покрытие представляло собой причудливый узор из мрамора разных цветов. Колонны из драгоценных металлов стояли у основания иконостаса. Легенда гласит, что император планировал все стены храма выложить кованным золотом, однако идею свою не осуществил. Предсказатели говорили, что спустя столетия придут грозные цари, которые разберут весь храм и заберут все сокровища себе.
Царственный православный храм
Более десяти столетий Айя-София являлся самым крупным собором всего православного мира. Большое количество знаменательных событий связано с этим местом. Церковный раскол общества на православных и католиков также берет свои истоки из Собора Святой Софии. Именно в этом месте константинопольский патриарх Михаил Кируларий и папа Римский Лев 9 предали друг друга анафеме.
Ещё одной версией знаменательности этого места является посещение собора послами князя Владимира. Внешнее и внутреннее убранство храма , а также красота целкового служения настолько впечатлило посетителей, что по приезду они настоятельно советовали своему правителю обратить Русь в христианскую веру.
Мечеть Мехмета 2
В середине 15 века султан Мехмед 2 завоевал город и обратил православный собор в мечеть, достроив несколько минаретов. В месте чтения проповедей на плите из мрамора есть изображение, напоминающее человеческую кисть. Согласно легенде этот рисунок является отпечатком руки султана-завоевателя. Мехмед дотронулся до плиты окровавленной рукой после того как его конь встал на дыбы, испугавшись количества умерших христиан.
Со временем местное население замаскировали известью христианские мозаики, а стены украсили кожаными щитами с коранскими сурами. Однако в первой половине 20 века по указу президента мозаики были восстановлены, и на сегодняшний день Собор Святой Софии является ярким примером смешения различных культур. Тут гармонично сосуществуют изображения православных ликов святых и арабская вязь. Здесь даже можно обнаружить различные рунические изображения, оставленные варягами на мраморе.
Внимание туристов привлекает «плачущая колонна». Легенда гласит, что если загадать желание под сводами древнего храма, оно обязательно исполнится. Достаточно лишь прислонить руку к отверстию в колонне.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
⠀⠀
Только представьте сколько искренних молитв мирных жителей слышали стены собора...⠀⠀
⠀⠀
▪️Константинополь, январь 532 года. ⠀ ⠀ ⠀⠀⠀
Взбунтовавшаяся толпа на городском ипподроме скандирует: «Ника! Ника!» («Побеждай!») . Уставшие константинопольцы от налогового гнёта требовали лучшей жизни и прекращения жестоких расправ над язычниками и «еретиками», при этом безжалостно сжигая церкви. ⠀ ⠀ ⠀⠀⠀
⠀⠀
Пепелище. Это все, что осталось от здания главной константинопольской базилики Св. Софии сожженной мятежниками. Император отдает приказ перестроить храм. Так, благодаря Юстиниану Великому, символ «золотого века» Византии дожил до наших дней. ⠀ ⠀⠀⠀
⠀⠀
▪️Во времена иконоборства (читай: вандализма) многие мозаики были уничтожены.⠀⠀
⠀⠀
▪️Взятие Константинополя крестоносцами.1204 год. ⠀⠀
⠀⠀
Во время четвертого крестового похода, крестоносцы штурмом захватили византийскую столицу. Рыцари не только врывались в дома мирных жителей, расхищали всё, что находили в них, но и убивали тех, кто оказывал хоть малейшее сопротивление. ⠀⠀
⠀⠀
Собор Святой Софии был разграблен до такой степени, что восстановить былое богатство так и не удалось. Не избежали чудовищного разграбления даже могилы византийских правителей.⠀⠀
⠀⠀
Алчный смерч в лице крестоносцев сметал все на своем пути.⠀⠀
⠀⠀
▪️Захват Константинополя Османской империей. Май 1453 год. ⠀⠀
⠀⠀
Величайший в мире храм, символ «золотого века» Византии был по приказу султана Мехмеда преобразован в мечеть, после падения Константинополя. Византийские фрески были покрыты слоем штукатурки и пристроено 4 минарета. ⠀⠀
⠀⠀
▪️Спустя еще 482 года уже по указу Ататюрка Айя-София получит статус музея. ⠀⠀⠀
⠀⠀
? Посетить можно в любое время, кроме часа молитвы. Платок выдается на входе, обувь в пакет и берем с собой. Расположен на площади Султанахмет.⠀
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.