Расположение и значимость
Ханское кладбище, расположенное к югу от Большой мечети в Бахчисарае, служит последним пристанищем для девяти крымских ханов, сорока пяти членов их семей, а также представителей придворной знати. Это место объединяет живых и умерших, сохраняя особую духовную атмосферу.Архитектурные памятники
На территории кладбища возвышаются два мавзолея (тюрбе):- Северное тюрбе (XVI век) — усыпальница Девлета I Герея с шестью захоронениями.
- Южное тюрбе (XVII век) — посвящено Исляму III Герею и содержит девять погребений.
Также здесь находится ротонда с могилой Менгли II Герея. Вдоль садовых тропинок и внутри мавзолеев установлены мраморные и известняковые надгробия, выполненные в едином стиле: каменный саркофаг с двумя вертикальными стелами по краям. Стелы украшены резными изображениями головных уборов (чалма для мужчин, фес для женщин) и эпитафиями, которые варьируются от кратких молитв до философских поэм.
Исторические захоронения
Согласно биографу Халиму Герею, на кладбище похоронены следующие правители Крымского ханства:- Сохраненные памятники: Мехмед IV Герай (1674), Менгли II Герай (1739), Селим II Герай (1748), Арслан Герай (1767), Кырым Герай (1769).
- Утраченные надгробия: Девлет I Герай (1577), Газы II Герай (1607), Ислям III Герай (1654), Селим I Герай (1704).
Религиозные и культурные традиции
Для мусульман кладбище — священное место, где живые молятся за усопших и ищут исцеления. Согласно одной из эпитафий: «Посещать могилу умершего — значит молиться за него».Особую роль играли дюрбедары — служители, которые часами читали Коран у гробниц. Паломники приходили сюда, чтобы привязать к решеткам лоскуты одежды, символически оставляя болезни, или пройти обряды очищения с помощью священных четок и воды из местного источника.
Художественные особенности надгробий
Надмогильные памятники сочетают элементы арабской, персидской, турецкой и даже итальянской ренессансной традиций. Орнаменты включают:- Геометрические узоры (плетенки, розетки) — наследие сельджукского искусства.
- Символы вечности (кипарис, «Мировое древо»).
- Мотив розетки — отражение идеи «из единства — множество», напоминающей о божественном творении.
Эпитафии, высеченные на камне, представляют собой образцы крымскотатарской поэзии. Они воспевают подвиги, размышляют о бренности жизни или, как в случае женских надгробий, сравнивают усопших с увядшими розами, уповая на райское блаженство.
Символика и философия
Орнаменты на памятниках несли глубокий смысл:- Чаша с растением символизировала возрождение души.
- Финиковая пальма с плодами олицетворяла плодородие и вечность.
- «Вертоград огражденный» (сад в ограде) — метафора рая.
Как гласит эпитафия Селим-Гирея: «Смерть есть чаша с вином, которую пьет все живое, могила есть жилище вечности».








