Санаторий «Орджоникидзе» расположен в Хостинском районе города Сочи. Комплекс из 15 объектов зарегистрирован как памятник архитектуры федерального и регионального значения.
В санатории девять корпусов, поражающих посетителей масштабами. Санаторный ансамбль выстраивался вокруг центрального корпуса. Здание выделяется не только из-за месторасположения, но и благодаря центральному
портику 
Портик (лат. porticus, от porta — проход, навес) — в классической архитектуре это выступающая часть здания, представляющая собой крытую галерею, образованную колоннадой или аркадой. Она имеет собственное перекрытие, включающее антаблемент, который может быть увенчан аттиком или треугольным фронтоном. В отличие от пропилей, портик открыт с трех сторон, напоминая лоджию. Однако классическая лоджия обычно встроена в стену и не служит проходом. В Древней Греции подобные крытые галереи называли стоями (греч. στοά). Портик выполнял как декоративную, так и функциональную роль, обеспечивая укрытие от солнца и дождя, а также подчеркивая монументальность архитектурного сооружения.
с шестью
коринфскими колоннами 
Коринфский ордер — один из трех основных архитектурных ордеров, используемых в Древней Греции и Риме, наряду с ионическим и дорическим. Его отличительной чертой является уникальная капитель, которая напоминает форму колокола или корзины, известной как калаф (греч. κάλαθος — корзинка, чашечка цветка). Эта капитель украшена стилизованными листьями аканта, что придает ей изысканный и декоративный вид. Коринфский ордер считается наиболее изящным и сложным среди классических ордеров, часто использовался в храмовой архитектуре и монументальных сооружениях, подчеркивая их величественность и утонченность.
. В корпусе раньше располагался клуб-столовая.
Боковые корпуса, которые раньше выполняли функцию спальных корпусов, имеют менее масштабные портики и достигают до 5 этажей. Весь комплекс украшен раскидистыми пальмами, лепниной, шикарной росписью и позолотой. Каждая часть постройки, и даже лестницы, представляют собой произведения искусства в стиле сталинского ампира.
Санаторий «Орджоникидзе» — это 3 корпуса, составляющие собой букву «П» вокруг площади с мертвым фонтаном «Танцующие
вакханки 
Менады (др.-греч. Μαινάδες, что означает «безумствующие» или «неистовствующие») — в древнегреческой мифологии это спутницы и преданные почитательницы бога Диониса. В зависимости от его имен и эпитетов, их также называли вакханками (от имени Вакх, римского аналога Диониса — Бахус), бассаридами (от эпитета Диониса «Бассарей») или фиадами и мималлонами. Менады были известны своим экстатическим поведением, сопровождавшим ритуалы в честь Диониса. Согласно мифам, они участвовали в оргиастических обрядах, впадая в состояние неистовства. Одним из самых известных мифов, связанных с менадами, является история о растерзании легендарного певца Орфея, который стал жертвой их ярости. Менады символизировали дикую, необузданную природу и связь человека с природными силами.
», над которым трудились лучшие скульпторы страны.
Таких фонтанов, только менее украшенных, на территории санатория «Орджоникидзе» еще несколько, и они по праву считаются главным символом комплекса.
В 1934 году народный комиссар тяжёлой индустрии
Серго Орджоникидзе 
Григорий Константинович Орджоникидзе (груз. გრიგოლ კონსტანტინეს ძე ორჯონიკიძე), известный под партийным прозвищем Серго (груз. სერგო), родился 24 октября 1886 года в селе Гореша Шорапанского уезда Кутаисской губернии (Российская империя). Он происходил из дворянской семьи и стал видным деятелем большевистского движения, занимая высокие посты в руководстве ВКП(б) и Советского государства. Орджоникидзе активно участвовал в Первой русской революции, Конституционной революции в Иране и Октябрьском вооруженном восстании 1917 года в Петрограде. В годы Гражданской войны он занимал должности Временного Чрезвычайного комиссара СНК РСФСР на Украине и по Югу России, возглавлял Комитет обороны Терской Советской Республики и Северо-Кавказский революционный комитет. В 1920 году он стал начальником Трудовой армии юга РСФСР.
Орджоникидзе сыграл ключевую роль в свержении правительств Азербайджана, Армении и Грузии, способствуя созданию Закавказской федерации под контролем большевиков. Он занимал должности Первого секретаря Закавказского и Северо-Кавказского краевых комитетов ВКП(б), а также был народным комиссаром рабоче-крестьянской инспекции и тяжелой промышленности СССР. В 1930—1932 годах он возглавлял ВСНХ СССР, активно участвуя в процессе индустриализации страны. Орджоникидзе входил в состав ЦК партии, Кавказского бюро ЦК, ЦКК ВКП(б) и Политбюро ЦК ВКП(б). Его жизнь трагически оборвалась 18 февраля 1937 года в Москве.
дал старт строительству санатория для шахтеров в Сочи, причем лично участвовал в выборе места и благодаря быстрым темпам строительства первые гости заселились в корпуса уже к 1937 году.
Архитектор этого проекта
И.С. Кузнецов 
Иван Сергеевич Кузнецов (27 мая 1867, Порецкое, Владимирская губерния — 3 июня 1942, Москва) — выдающийся русский и советский архитектор, известный своими работами в Москве, Подмосковье и Вичуге. Выходец из семьи рабочего, он самостоятельно добился признания в профессиональной среде, став одним из ведущих архитекторов своего времени. Кузнецов работал в различных стилях, включая модерн (его авторству принадлежит знаменитая Медведниковская гимназия), но наибольших успехов достиг в неоклассике и неорусском стиле. Он также прославился как мастер промышленной архитектуры, создав более шестисот зданий по заказам предпринимателя Н. А. Второва. В советский период Кузнецов продолжал активно работать, оставаясь востребованным архитектором. Его творчество оказало значительное влияние на архитектурный облик России первой половины XX века.
.
В 1952 году в санатории построен фуникулёр, соединяющий санаторий с пляжем.
В 1956 году в санатории «Орджоникидзе» снимался детский художественный фильм «
Старик Хоттабыч».
Санаторий «Орджоникидзе» проработал до 2010 года, пока не закрыли в связи со сменой собственника.
Перед Олимпиадой в Сочи была предпринята попытка восстановления санатория в качестве лакшери-отеля, но по словам сочинского архитектора Калямина М.Н., которого пригласили в качестве эксперта в составе комиссии для обследования санатория — там выявились серьезные проблемы, которые невозможно было успеть решить к назначенному сроку.
В 2016 году сделка по приватизации санатория признана незаконной и комплекс «Орджоникидзе» отошел в ведение Управления делами Президента РФ.
В 2017 году санаторий собирались реставрировать на иностранные инвестиции, сумма которых предположительно равна 22 млрд рублей.
Что будет это на самом деле не ясно, но пока ...
Комплекс «Орджоникидзе» не то, чтобы заброшен — его охраняют. И видно, что местами делают уборку, но больше 10 лет простоя и отсутствия ежедневной заботы постепенно превратили его в санаторий-призрак.
Однозначно санаторий «Орджоникидзе» рекомендован для посещения и лучше с фотоаппаратом.
Самый быстрый способ - на машине. От центра Сочи до санатория по Транспортной улице всего 15 минут. Вы можете оставить машину у входа на территорию, а охрана пропустит вас через комплекс.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
Невозможно не отметить фонтан, который очень знаменит и многим знаком по фильму Старик-Хотабыч, он очень красиво сделан, есть в нём какая самобытность и неповторимость. И фото получаются возле него атмосферные, так что если вы любитель позировать, то рекомендую!
Территория огромнейшая, красивая, но запустение невозможно скрыть. Местные жители рассказывали, что вроде как каждый год этот санаторий хотят реконструировать, но возможно это просто слухи. Кстати, внутрь зданий входить запрещается, да и что там делать? Наверняка кроме пыли и паутины там точно ничего нет. Хотя судя по разбитым стёклам эта мысль наверняка посещает многих.
Глядя на всю эту красоту хочется писать картины и слагать стихи, много эмоций и много воспоминаний, такие места надолго оставляют в душе след! И точно могу сказать, что я с удовольствием побродила бы там ещё не один раз. И в какой-то мере я завидую местным, которые могут там гулять хоть каждый день!
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.