Худжра до разрушения Ученый-востоковед, командир Памирского отряда Андрей Снесарев (на камне сидит его супруга Евгения Снесарева) и один из первых профессиональных военных корреспондентов Великобритании Ангус Гамильтон, Ош, 1904 год. Архивная фотография Photo.kg
Ке́лья, или ке́ллия (из ср.-греч. κελλίον, множ. -ία, κέλλα, от лат. сеllа — «комната, чулан»; др.-русск келиɪа) — жилище монаха, обычно отдельная комната в монастыре или ещё где-либо.
«Тахт-и Сулайман». Именно здесь и молился пророк, обращаясь к богу. В последние десятилетия это сооружение связывалось с именем Мухаммада Захириддина Бабура
Захир-ад-дин Мухаммад Бабу́р (араб. ﻇَﻬﻴﺮْ ﺍَﻟَﺪّﻳﻦ مُحَمَّدْ بَابُرْ; «Бабур» означает «лев, полководец, барс» и происходит от персидского слова ْبَبْر (babr) — «тигр», 14 февраля 1483 — 26 декабря 1530) — потомок Тамерлана, среднеазиатский и индийский полководец, поэт и государственный деятель. Падишах Индии и Афганистана. Основатель династии и Империи Бабуридов. Полная тронная титулатура: ас-Султан аль-Азам ва-л-Хакан аль-Мукаррам Захир ад-дин Мухаммад Джалал ад-дин Бабур, Падшах-и-Гази. Также известен как основатель империи Великих Моголов. Данное имя в отношении Бабуридов использовали европейские путешественники, начиная с XVII в.
, потомком Амира Тимура и называлось домиком Бабура.
До начала 20 века архитектурный памятник был в первозданном виде. Но из-за неоднократных реставраций в 1930, 1953 и 1990 годы он утратил свой первоначальный вид.
Памятник XVI века худжра «Тахт-и Сулайман» в 1963 году была взорвана по решению исполкома. В постановлении говорилось следующее: «снести этот памятник... как символом религиозного фанатизма».
В 1990 году после исследований, сделанных НИПБ (научно-исследовательское проектное бюро), предоставили проект воссоздания. Но, к сожалению, мастера, занимающиеся реставрацией, не владели техникой выкладки пересекающихся нервюр
Нервюра (фр. nervure — жилка, ребро, складка, от лат. nervus — жила, тетива, сила, крепость, мощь) — выступающее относительно стены ребро готического каркасного крестового свода. Нервюры появились в архитектуре Франции XII—XIII веков в связи с поисками способа укрепления и облегчения каменных сводов готической конструкции приёмом передачи тяжести свода на угловые опоры. «Нервюра, вопреки буквальному значению термина, не является ребром, гранью распалубок свода, а представляет собой самостоятельный конструктивный элемент, отчего и может принимать на себя огромный вес перекрытия». Понятие нервюры часто отождествляют с гуртом, что, по меньшей мере, неточно. В западноевропейской средневековой архитектуре гуртом называли свод из тёсаных камней клинчатой формы. С введением гуртовой кладки уменьшалась масса свода и возрастала его прочность. Отсюда понятия «гуртовый свод», «гуртовая арка» (нем. Gurtbogen). Нервюрные своды были известны в арабской архитектуре с X века, но стилеобразующее значение приобрели в искусстве готики. В поисках облегчения сводов строители стали усиливать каркасные арки, образующиеся на пересечениях крестовых сводов, а заполнение делать более тонким. С появлением нервюр сложные по кривизне распалубки крестовых сводов стало возможным выкладывать из более мелких и лёгких камней. Каркасные рёбра назвали нервюрами. Они связывали между собой опоры квадратных в плане пролётов нефа: травеи (фр. travée — пролет, ряд). Постепенно сложилась так называемая связанная система: на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых (поскольку они были вдвое уже главного). Эта система обеспечивала бо́льшую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма, расчленяемого чередующимся шагом центральных и боковых столпов и аркад. Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Наиболее ранние нервюрные своды имеются в церкви аббатства Сен-Дени (1137—1144) и в соборе английского города Дарема (1093—1135). В поздней готике «декоративного», или «украшенного стиля» (конец XIII—начало XIV веков), а также в английской «перпендикулярной готике», рисунок нервюр приобретал сложный, причудливый, иногда кажущийся совершенно фантастическим, характер. Например, нервюры Капеллы Королевского колледжа в Кембридже (1446—1515), Капеллы Генриха VII Вестминстерского аббатства (1503—1519). Нервюры имеют разновидности: Ожива — полуциркульная диагональная арка. Лиерны (фр. lierne — связка) — дополнительные нервюры, соединяющие щелыги (верхние точки) боковых, щёковых, арок и точку пересечения двух ожив (диагональных арок). Контрлиерны — поперечные дополнительные нервюры, связывающие между собой основные (то есть оживы, лиерны и тьерсероны). Тьерсероны (фр. tiercerons — третьи элементы) — дополнительные малые рёбра, вместе с лиернами и ожива создающие «звездчатый рисунок». В крестовом своде лиерны пересекаются под прямым углом, а пересечение диагональных ожив и перпендикулярных лиерн создаёт характерный «звёздчатый» рисунок, в центре которого помещали крестоцвет. В поздней готике такие изысканные построения дополнялись малыми контрлиернами (у четырёх щелыг щёковых арок). В этих случаях основные лиерны, доходящие только до пересечения с контрлиернами, именуются неполными. Картина дополняется малыми диагональными нервюрами (доходящими до середины лиерн), которые и получили название тьерсеронов. Вначале лиерны применялись строителями для того, чтобы скрыть неровные швы кладки свода. В XIV—XV веках они, как и прочие элементы выкладки сводов, приобретают не столько не конструктивное, сколько декоративное значение.
, и поэтому там появилась незатейливая современная орнаментальная резьба по ганчу
Глиногипс (ганч, гажа, арзык, тюрк. ganch) — вяжущий материал, искусственная или (редко) природная смесь гипса (от 30% до 60% двуводного сернокислого кальция CaSO4•2H2O) и от 40% до 70% мелких частиц глины ( гажа, примеси кварца и кальцита, землистый гипс) или лёсса (ганч, арзык). Строительный глиногипс — это продукт, который получают в результате обжига гипсового мергеля при температуре 160—250° и последующего измельчения его в порошок. В состав строительного глиногипса (кроме гипса и глины) входит еще некоторое количество кремнезёма и углекислого кальция. Минеральный и химический состав глиногипса может сильно варьировать даже при его изготовлении из сырья одного месторождения. Материал характеризуется большой механической прочностью и устойчивостью в водной среде.
, что навсегда утратило первозданность архитектурного памятника.
В строительных работах принимал участие буквально весь город. Худжра Бабура восстановлена методом «ашара».
Cегодня худжра «Тахт-и Сулайман» или домик Бабура является популярным местом для паломничества верующих и туристов.
Иногда это культовое сооружение часто ошибочно называют «мечетью», иногда даже «мечетью Тахт-и Сулайман».
Задай свой вопрос про «Домик Бабура» и получи сразу ответ от ИИ :
Отзывы
Отзывы и комментарии
Худжра «Тахт-и Сулайман» —
А
В городе **Ош** на юге Кыргызстана находится архитектурно-исторический комплекс, известный как **Домик Бабура**. Это историческое сооружение имеет большое значение для истории и культуры региона.
Согласно легенде, Домик Бабура возвел в 1490-х годах **Захириддин Мухаммад Бабур** — государственный деятель, который считается основателем Империи Великих Моголов и династии Бабуридов. Однако историки считают, что более вероятно, что Домик был построен позже, в XVI или XVII веке.
Домик представляет собой квадратное строение с внутренним двориком, окружённое наружными галереями и представляющее собой типичный образец архитектуры того периода. Здесь можно увидеть фрагменты средневековой росписи. В 1996 году Домик Бабура был объявлен историческим памятником республиканского значения. Сегодня он является частью музея-заповедника "Алайский" и открыт для посетителей, желающих познакомиться с историческим наследием этого региона. Этот исторический объект является важной частью культурного наследия региона и привлекает туристов и историков со всего мира.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
Домик Бабура —
Алиса
**Домик Бабура** — это историческое место, связанное с основателем Империи Великих Моголов в Индии, Захир ад-дином Мухаммадом Бабуром. Домик Бабура — музей в городе Ош на юге Кыргызстана. В этом музее хранится памятная табличка с надписью «Бунёдкор» («Творец»), которую, по преданию, сделал сам Бабур на стене своего жилища.
Согласно легенде, Бабур вернулся из Индии в 1503 году после смерти отца и основал в Ферганской долине своё государство, прообраз современной Средней Азии. В 1526 году правитель Герата пригласил Бабура на службу, а в 1530 году он стал правителем Кабула. После этого Бабур начал завоевание Северной Индии и создал империю Великих Моголов. Умер он в Агре 26 декабря 1530 года, оставив после себя воспоминания о жизни и обычаях Средней Азии и Индии.
По преданию, домик, где жил Бабур в Оше, был построен в 1490–1493 гг. вскоре после его приезда в Ошское княжество из Ферганы. Это было небольшое строение с плоской крышей и двориком перед ним.
В настоящее время на месте старого домика Бабура стоит воссозданный по описаниям и рисункам домик, который представляет собой небольшое однокомнатное прямоугольное здание с высоким деревянным куполом и двумя деревянными балконами с резными перилами. Второй балкон выступает за край стены на деревянных стойках. Такие балконы были распространены в Средней Азии в XV веке.
Домик является не только музеем, но и центром притяжения для туристов.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
Оставьте свой отзыв о достопримечательности и получите приятный бонус на свой телефон.
Спасибо за ваш отзыв
Ваш отзыв отправлен на проверку модератору.
GPS координаты и маршрут для самостоятельного посещения.
Координаты GPS : Домик Бабура в Ош, Кыргызстан, Азия.
Latitude: 40.53051580° ( 40° 31' 49.86") Longitude: 72.79041580° ( 72° 47' 25.50")
Отзывы и комментарии
Согласно легенде, Домик Бабура возвел в 1490-х годах **Захириддин Мухаммад Бабур** — государственный деятель, который считается основателем Империи Великих Моголов и династии Бабуридов. Однако историки считают, что более вероятно, что Домик был построен позже, в XVI или XVII веке.
Домик представляет собой квадратное строение с внутренним двориком, окружённое наружными галереями и представляющее собой типичный образец архитектуры того периода. Здесь можно увидеть фрагменты средневековой росписи.
В 1996 году Домик Бабура был объявлен историческим памятником республиканского значения. Сегодня он является частью музея-заповедника "Алайский" и открыт для посетителей, желающих познакомиться с историческим наследием этого региона.
Этот исторический объект является важной частью культурного наследия региона и привлекает туристов и историков со всего мира.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
Согласно легенде, Бабур вернулся из Индии в 1503 году после смерти отца и основал в Ферганской долине своё государство, прообраз современной Средней Азии. В 1526 году правитель Герата пригласил Бабура на службу, а в 1530 году он стал правителем Кабула. После этого Бабур начал завоевание Северной Индии и создал империю Великих Моголов. Умер он в Агре 26 декабря 1530 года, оставив после себя воспоминания о жизни и обычаях Средней Азии и Индии.
По преданию, домик, где жил Бабур в Оше, был построен в 1490–1493 гг. вскоре после его приезда в Ошское княжество из Ферганы. Это было небольшое строение с плоской крышей и двориком перед ним.
В настоящее время на месте старого домика Бабура стоит воссозданный по описаниям и рисункам домик, который представляет собой небольшое однокомнатное прямоугольное здание с высоким деревянным куполом и двумя деревянными балконами с резными перилами. Второй балкон выступает за край стены на деревянных стойках. Такие балконы были распространены в Средней Азии в XV веке.
Домик является не только музеем, но и центром притяжения для туристов.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.