В числе исторических личностей киргизов 19 и 20 веков сыгравших значимую роль в общественно-политической жизни киргизкого народа,
Кокандского ханства 
Кокандское ханство (чагат. خوقند خانليغى) — государство, существовавшее с 1709 по 1876 годы на территории современных Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и южного Казахстана. Оно было основано узбекской династией Минг и стало одним из трёх крупных узбекских государств Центральной Азии наряду с Бухарским ханством (позже эмиратом) и Хивинским ханством (Хорезмом).
Кокандское ханство достигло своего расцвета в начале XIX века, когда его территория значительно расширилась, включив Ферганскую долину, Ташкент и часть Семиречья. Ханство играло важную роль в регионе благодаря своему стратегическому положению на Великом шёлковом пути, что способствовало развитию торговли и культуры.
Однако к середине XIX века ханство столкнулось с внутренними конфликтами и внешними угрозами, особенно со стороны Российской империи, которая активно расширяла своё влияние в Центральной Азии. В 1860–1870-х годах Кокандское ханство стало ареной военных столкновений с русскими войсками. В 1876 году ханство было окончательно завоёвано Россией и упразднено, а его территория вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства.
Кокандское ханство оставило значительный след в истории и культуре Центральной Азии. Его столица, Коканд, была важным центром исламской науки, литературы и искусства. Ханство также известно своими архитектурными памятниками, такими как дворец Худояр-хана, и богатым культурным наследием.
, а впоследствии и русского
Туркестана 
Туркестан (перс. ترکستان, буквально — «Земля тюрков») — историко-географический регион Центральной Азии, название которого происходит от тюркских народов, составляющих основу местного населения. Этот термин широко использовался в XIX и начале XX века для обозначения обширной территории, населённой преимущественно тюркскими народами.
В современном российском политологическом дискурсе понятие «Туркестан» часто применяется к пяти постсоветским республикам Центральной Азии, которые ранее входили в состав Российской империи и СССР: Казахстан (особенно его южная часть), Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан. Эти страны объединены общими историческими, культурными и географическими связями.
Исторически Туркестан был важным регионом на Великом шёлковом пути, где пересекались торговые, культурные и религиозные потоки. В XIX веке он стал ареной соперничества между Российской и Британской империями, известного как «Большая игра». В результате российского завоевания Туркестан вошёл в состав Российской империи, а позже — Советского Союза.
Сегодня Туркестан остаётся важным культурным и историческим центром, сохраняя наследие тюркских народов, исламской культуры и советского прошлого. Регион продолжает играть ключевую роль в геополитике и экономике Центральной Азии.
занимали Алымбек датка Асан-бий уулу и его жена Курманджан датка.
К сожалению, сведения о жизни Алымбек датка дошли до наших дней в устной форме. Письменных подтверждений сохранилось не много.
Алымбек придавал большое значение городу Ош и благодаря этому, в течение долгих лет, Ош был центром, и столицей Андижанского
вилайета Вилайет (также вилаят, велаят, вилоят, вилайа; от араб. ولاية — «область», «провинция») — основная административно-территориальная единица в ряде государств Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, а также Центральной и Юго-Восточной Азии. Этот термин имеет арабское происхождение и исторически использовался в Османской империи, где вилайеты были крупнейшими административными единицами, управляемыми вали (губернаторами).
В современном мире вилайеты сохранились в административной системе некоторых стран, таких как Турция (до 1920-х годов), Алжир, Тунис, Ливия, а также в ряде государств Центральной Азии, включая Узбекистан и Туркменистан. В этих странах вилайет (или его аналоги) обозначает регион или область, обладающую определённой степенью автономии в рамках централизованного управления.
В исламском контексте термин «вилайят» также может иметь религиозное значение, обозначая духовное покровительство или связь между верующими и святыми. В суфизме, например, вилайят относится к духовной близости к Богу и авторитету святых.
Таким образом, вилайет — это многозначный термин, который в зависимости от контекста может обозначать как административную единицу, так и духовное понятие, отражая богатство культурных и исторических традиций исламского мира.
.
Родился Алымбек-датка в 1799-1800 годах в семье богатого и уважаемого отца Асан-бий. Который был уважаемым и известным человеком не только Алайской, но и всей Ферганской долины. Он поддерживал торгово-экономические связи со многими городами Средней Азии, Восточного Туркестана и Китая.
Мальчик рос способным, ловким и хитрым. В молодости Алымбек побывал в Самарканде, Бухаре, Стамбуле, Кашгаре и в других городах, что повлияло на его кругозор.
В 27-летнем возрасте Алымбек был приглашен Мадали-ханом в Коканд на службу. В 31-летнем возрасте ему было присуждено тем же Мадали ханом звание датка - справедливый правитель.
А через год Алымбека назначают беком, правителем Андижанского вилайета, который включал всю территорию Андижанской области нынешней республики Узбекистан, большую часть Ошской и часть Джалал-Абадской областей
Киргизии.
Алымбек был организатором крупного восстания, которое устроил в 1860 году, будучи обвинённым перед ханом в отказе
сражения с русскими 
Узун-Агачское сражение — одно из ключевых событий в истории завоевания Средней Азии Российской империей. Оно произошло с 19 по 21 октября 1860 года между русским отрядом под командованием генерала Герасима Алексеевича Колпаковского и кокандской армией вблизи укрепления Узун-Агач (на территории современного Казахстана).
Кокандское ханство, стремясь остановить продвижение русских войск в регионе, собрало значительные силы для нападения на Верный (ныне Алматы), важный опорный пункт Российской империи. Однако генерал Колпаковский, проявив стратегическое мастерство и решительность, сумел организовать оборону и нанести поражение кокандской армии.
Русские войска, несмотря на численное превосходство противника, использовали преимущества в дисциплине, вооружении и тактике. В результате трёхдневных боёв кокандская армия была разгромлена, что предотвратило её нападение на Верный и укрепило позиции России в регионе.
Узун-Агачское сражение стало важным этапом в расширении российского влияния в Средней Азии. Оно продемонстрировало эффективность русской военной организации и способствовало дальнейшему завоеванию Кокандского ханства. Генерал Колпаковский за эту победу был удостоен высоких наград, а само сражение вошло в историю как пример успешной обороны и тактического превосходства.
.
Желая объединить киргизов на противоположных берегах
реки Ак-Буура, за свой счёт построил девять мостов через реку. Строил также мельницы и маслобойни, арыки, в Оше занимался градостроительной деятельностью. Построил ряд мечетей и медресе.
Его супруга
Курманджан-Датка, после его смерти стала правительницей киргизов. Сам он был убит дворцовыми заговорщиками Кокандского ханства в 1862 году.
1. Мавзолей Алымбека-сафед Датки. Мавзолей возведён в 1896 году на месте могилы Алымбека в селе Сарекемер (нынешнее название — Шах-тут). Это традиционный дом-мавзолей, состоящий из купола и возвышающегося портала.
2. Ущелье Алым-Бека. Ущелье названо в честь Алымбека, который, вероятно, боролся за территорию для своего племени. Оно расположено в районе Ак-Талаа, к северу от современного города Ош.
3. Мечеть Алымбека. Эта мечеть — одна из старейших в Оше. Она построена в начале XIX века и названа в честь Алымбека и его отца, которые оба были религиозными лидерами. Мечеть имеет традиционную киргизскую архитектуру с высоким куполом и двумя минаретами.
4. Культурный центр Алымбека Борубаева. Этот центр включает в себя музей, посвящённый жизни и наследию Алымбека. В музее представлены экспонаты, такие как древние предметы, фотографии и документы, связанные с Алымбеком и местным фольклором.
5. Традиция Алымбека (Алымбек казына) — это традиция, согласно которой местные жители собирают и хранят деньги для помощи нуждающимся. Предки Алымбека хранили деньги в специальных мешках (казны) для поддержки нуждающихся.
6. Идентифицированные потомки. У Алымбека было много детей и внуков, которые стали влиятельными фигурами в кыргызской истории. Некоторые из них занимали высокие посты в правительстве и местных органах власти.
7. Память в устном народном творчестве. Алымбек стал символом мужества и мудрости в кыргызских народных легендах и эпосах. Его часто упоминают в песнях и стихах, посвящённых истории и культуре Кыргызстана.
Память о Алымбеке и его наследии живёт и сегодня в Кыргызстане. Его действия и достижения продолжают вдохновлять людей и помогают сохранить исторические и культурные традиции кыргызского народа.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
При его участии прошли переговоры о перемирии между племенами во время Кокандского восстания 1875–1876 годов. Затем, уже после присоединения региона к Российской империи, Алымбек внёс большой вклад в установление мира в регионе, помог привлечь к ответственности мятежных бады́р (вождей) и кокандских чиновников. В 1881 году Алымбека-датко, признав в нём «благотворителя и благодетеля» края, российские власти назначили волостным управителем Алайского района, он также стал главой Сыйдарьинской сельской общины.
В 1892 году он решил построить в городе Ош, одном из важнейших торговых центров Памира, новый базар, где городские жители и торговцы из других мест могли бы продавать и покупать товары. Согласно источникам, базар возник на месте первого поселения, которое разрушительное землетрясение 1882 года оставило практически полностью разрушенным.
По рассказам современников, на строительство базара Алымбеком-датко было потрачено около 200 000
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
В историографии, в частности в книге «Очерк истории Кыргызстана», встречается мнение о том, что Алымбек несколько раз терпел поражения в столкновениях с Кокандским ханством и казахскими родами, однако, учитывая контекст, можно сказать, что эти поражения не были связаны с захватом территорий или потерей власти. В частности, Алымбек участвовал в столкновениях в 1842 и 1853 годах, когда его союзники из других кыргызских родов потерпели значительные поражения. Однако эти эпизоды не привели к потерям территорий или власти Алымбека в его владениях.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
Одним из наиболее заметных событий в жизни и политической карьере Алымбека было его участие в борьбе против Кокандского ханства, которое стремилось установить контроль над южными землями Кыргызстана. В результате этой борьбы Алымбеку удалось добиться независимости от Коканда и создать своё собственное государство.
Однако в 1876 году Алымбек столкнулся с новым вызовом в виде Российской империи, которая начала продвигаться в регион. Это привело к длительным переговорам между Алымбеком и российскими представителями. Результатом стало подписание соглашения о признании власти России над южным Кыргызстаном.
Несмотря на все достижения и усилия, в жизни Алымбека были и поражения. Он столкнулся с давлением со стороны своих врагов и сложными политическими обстоятельствами. Однако его решимость и упорство помогли ему преодолеть все трудности и оставить своё имя в истории как одного из самых выдающихся лидеров своего времени.
Тем не менее, несмотря на значимость Алымбека в истории Кыргызстана, важно помнить, что история всегда многогранна, и многие события могут быть восприняты по-разному разными людьми.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.