Памятник затопленным кораблям — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Севастополя, расположенная в нескольких метрах от набережной Приморского бульвара. Этот монумент был возведен в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя.
История памятника связана с трагическими событиями Крымской войны 1853-1856 годов. Осенью 1854 года, когда объединенная англо-французская эскадра подошла к Севастополю, русское командование приняло тяжелое решение затопить поперек входа в бухту несколько устаревших парусных кораблей Черноморского флота. Это создало непреодолимую преграду для вражеских судов. Всего за время обороны было затоплено 75 боевых кораблей и 16 вспомогательных судов.
Монумент представляет собой искусственную гранитную скалу с триумфальной колонной, увенчанной бронзовым двуглавым орлом, распростершим крылья. Высота сооружения составляет 16,7 метров, причем 9 метров находятся под водой. На памятнике закреплена мемориальная доска с надписью: "В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд".
Сегодня памятник затопленным кораблям является:
- Объектом культурного наследия федерального значения
- Изображен на гербе Севастополя
- Входит в число самых фотографируемых достопримечательностей Крыма
- Популярное место для прогулок и фотосессий
Особенно впечатляюще памятник смотрится на закате, когда лучи солнца создают золотистый ореол вокруг бронзового орла. Рядом находится живописная набережная с видом на Севастопольскую бухту и Константиновскую батарею.
Как добраться: Памятник расположен в центре Севастополя, в конце Приморского бульвара. Доехать можно любым транспортом, идущим до остановки "Площадь Нахимова". Посещение свободное в любое время суток.
Интересный факт: Во время Великой Отечественной войны памятник чудом уцелел, хотя находился в эпицентре боев. Немецкие войска даже разместили его изображение на оккупационных деньгах.
Этот монумент — не просто красивое сооружение, а настоящий символ стойкости, мужества и самопожертвования русских моряков, о чем следует помнить каждому посетителю.
Список кораблей, затопленных при обороне Севастополя (1854-1855 гг.)
1. Первая линия затопления (11 сентября 1854 г.) Было затоплено
7 старых линейных кораблей для преграждения входа в Севастопольскую бухту:
- 1 «Три Святителя» – 84-пушечный линейный корабль
- 2. «Уриил» – 84-пушечный линейный корабль
- 3. «Силистрия» – 84-пушечный линейный корабль
- 4. «Селафаил» – 84-пушечный линейный корабль
- 5. «Варна» – 60-пушечный фрегат
- 6. «Сизополь» – 60-пушечный фрегат
- 7. «Флора» – 44-пушечный фрегат
2. Вторая линия затопления (февраль 1855 г.) Дополнительно затопили еще
5 кораблей:
- 8. «Гавриил»

Линейный корабль «Гавриил» был заложен в 1836 году на верфях Николаевского адмиралтейства и спущен на воду в 1839 году. Этот 84-пушечный парусный корабль относился к серии линейных кораблей типа «Силистрия» и имел стандартные для того времени характеристики: длина корпуса составляла 54,9 метра, ширина - 14,6 метра, осадка - около 6 метров. При водоизмещении порядка 3500 тонн корабль мог принимать на борт до 750 человек экипажа. Основное вооружение составляли 24-фунтовые и 36-фунтовые пушки, расположенные на двух орудийных палубах.
После ввода в состав Черноморского флота в 1840 году «Гавриил» активно участвовал в боевой подготовке и учебных походах, неоднократно совершая плавания вдоль кавказского побережья. С началом Крымской войны корабль вошел в состав эскадры, участвовавшей в знаменитом Синопском сражении 18 ноября 1853 года, где русский флот под командованием П.С. Нахимова одержал блестящую победу над турецкой эскадрой.
С началом обороны Севастополя в 1854 году «Гавриил», как и многие другие корабли Черноморского флота, был поставлен на рейд и постепенно лишался своего вооружения - пушки снимали для усиления береговых батарей. В феврале 1855 года, когда возникла угроза прорыва англо-французского флота в бухту, командование приняло решение затопить несколько кораблей для создания дополнительного заграждения. «Гавриил» был затоплен между Константиновской и Михайловской батареями, образовав вторую линию обороны после первой линии затопленных кораблей, созданной еще в сентябре 1854 года.
Останки линейного корабля «Гавриил» до сих пор покоятся на дне Севастопольской бухты на глубине 14-18 метров. В 2005 году водолазы обнаружили в этом районе несколько старинных пушек, которые, по мнению исследователей, могли принадлежать «Гавриилу» или другим затопленным кораблям той эпохи. Память о героическом корабле сохранилась не только в виде останков на морском дне - имя «Гавриил» впоследствии неоднократно присваивалось новым кораблям российского и советского флота, а на месте затопления кораблей в 1905 году был установлен знаменитый Памятник затопленным кораблям, ставший одним из главных символов Севастополя.
– 84-пушечный линейный корабль
- 9. «Двенадцать Апостолов»

«Двенадцать Апостолов» – 120-пушечный парусный линейный корабль, построенный в Николаеве в 1841 году, – по праву считался одним из самых мощных и совершенных кораблей Черноморского флота. Созданный по проекту талантливого корабельного инженера И.Д. Воробьева, этот гигант длиной 63,4 метра и водоизмещением более 4800 тонн представлял собой вершину развития парусных линейных кораблей в России.
Корабль отличался не только впечатляющими размерами, но и исключительной огневой мощью. Его основное вооружение включало:
28 мощных 68-фунтовых бомбических пушек на нижней палубе
36-фунтовые пушки на средней палубе
24-фунтовые орудия на верхней палубе
дополнительные карронады на шканцах и баке
Особую гордость экипажа составляла великолепная отделка корабля – резные украшения, позолоченные элементы и роскошная адмиральская каюта, что делало «Двенадцать Апостолов» настоящим «плавучим дворцом». Корабль неоднократно служил флагманом Черноморской эскадры, принимая на борт высшее командование флота.
Трагическая судьба этого великолепного корабля сложилась во время обороны Севастополя в Крымскую войну. В феврале 1855 года, когда возникла угроза прорыва англо-французского флота в бухту, командование приняло тяжелое решение затопить «Двенадцать Апостолов» вместе с другими кораблями для создания заграждения. Перед затоплением с корабля сняли все ценные элементы и вооружение, которое использовали для усиления береговых батарей.
– 120-пушечный линейный корабль (один из самых мощных на Черном море)
- 10. «Ростислав»

84-пушечный парусный линейный корабль «Ростислав» был заложен в Николаевском адмиралтействе в 1842 году и спущен на воду в 1844 году. Созданный по проекту известного корабельного мастера И.С. Дмитриева, корабль относился к серии 84-пушечных линейных кораблей типа «Султан Махмуд», отличавшихся хорошими мореходными качествами и мощным вооружением.
Основные характеристики:
Водоизмещение: около 3790 тонн
Длина: 59,9 м
Ширина: 16,2 м
Осадка: 7,1 м
Экипаж: 770 человек
Вооружение: 84 орудия (24-фунтовые и 36-фунтовые пушки)
За свою службу «Ростислав» участвовал в нескольких практических плаваниях по Черному морю, демонстрируя отличные ходовые качества. С началом Крымской войны корабль был включен в состав эскадры, защищавшей Севастополь. В 1854 году с него сняли часть артиллерии для усиления береговых батарей.
13 февраля 1855 года «Ростислав» был затоплен у входа в Севастопольскую бухту между Павловским мыском и Михайловской батареей, став частью второй линии заграждения против вражеского флота. Это решение, хотя и лишило Черноморский флот одного из лучших кораблей, значительно укрепило оборону города.
Останки «Ростислава» покоятся на глубине около 17 метров. В ходе подводных археологических экспедиций 2000-х годов были обнаружены фрагменты корпуса и артиллерийские орудия, предположительно принадлежавшие этому кораблю. Имя «Ростислав» впоследствии было присвоено новым кораблям российского флота, сохраняя память о героическом паруснике.
– 84-пушечный линейный корабль
- 11. «Кагул» (бывш. «Мессемврия») – 60-пушечный фрегат
- 12. «Мидия» – транспортное судно
3. Третья линия затопления (август 1855 г., после падения Малахова кургана) После оставления Южной стороны Севастополя были затоплены
остатки флота (еще
14 кораблей), включая:
- 13. «Париж» – 120-пушечный линейный корабль
- 14. «Великий князь Константин» – 120-пушечный линейный корабль
- 15. «Храбрый» – 84-пушечный линейный корабль
- 16. «Императрица Мария» – 84-пушечный линейный корабль
- 17. «Чесма» – 84-пушечный линейный корабль
- 18. «Ягудиил» – 84-пушечный линейный корабль
- 19. «Святослав» – 84-пушечный линейный корабль
- 20. «Херсонес» – пароходофрегат
Общие потери флота
- Всего затоплено: 75 кораблей и судов (включая вспомогательные)
- Линейных кораблей: 15
- Фрегатов: 7
- Пароходов и других судов: более 50
Последствия затопления
- V Защита бухты – вражеский флот так и не смог прорваться в Севастополь.
- X Потеря Черноморского флота – большинство кораблей были уничтожены.
- ! Память – в 1905 году установлен Памятник затопленным кораблям, ставший символом Севастополя.
Интересный факт: Некоторые корабли после войны пытались поднять, но большинство так и остались на дне бухты. Сегодня их останки – объект исследований археологов.
Кроме самостоятельного посещения Памятника затопленным кораблям, вы можете это сделать в составе экскурсии или посетить другие удивительные достопримечательности в составе экскурсий – это сделает ваше путешествие ещё более насыщенным и комфортным.
Авторами памятника являются архитектор Александр Петрович Брюллов (брат знаменитого живописца Карла Брюллова) и инженер-полковник Эдуард Иванович Тотлебен, который руководил обороной Севастополя во время Крымской войны. Проект памятника был разработан в 1839 году и воплощён в жизнь в начале XX века.
Памятник представляет собой колонну, установленную на искусственном островке в море. На вершине колонны находится бронзовая фигура орла с распростёртыми крыльями, держащего в когтях лавровый венок. Это символизирует силу и мужество защитников города.