Медный всадник (монумент Петра Великого) — бронзовый памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге работы скульптора Фальконе. Его открытие состоялось 7 августа 1782 года. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
Это отнюдь не единственный монумент, увековечивший память о смелом реформаторе, умелом полководце и талантливом дипломате, коим стал Петр Первый как для современников, так и для тех, кто жил и живет после него, но традиционно именно этот бронзовый шедевр стал самым известным объектом, посвященным великому императору.
Первый вопрос, которым задаются гости города, а зачастую и сами жители, в том, почему же всадник-то медный, если он из бронзы. Ответ поэтичен, но прост. Название, пусть и неофициальное, закрепилось за памятником после того, как одноименная поэма Александра Пушкина обрела славу. На самом деле, гениальный поэт использовал в качестве эпитета «медный», не имея в виду материал, медь в его понимании – это символ непоколебимости, упорства, жесткости. Сомнений нет, именно такими характеристиками должен был обладать властитель, сумевший превознести Российскую Империю на новый уровень.
Памятник Петру Первому был воздвигнут по приказу Екатерины Второй, которая хотела почтить память великого правителя, показав тем самым, что она разделяла его идеи и реформы и была его последовательницей. Императрица отнеслась к этой миссии со всем уважением, наняв своенравного и амбициозного скульптора Этьена Мориса Фальконе, что стало для него делом жизни. Прибыл талантливый художник по приглашению Екатерины прямиком из Франции, взяв с собой в помощницы подающую надежды ученицу Мари-Анн Коло, в 1766 г. На разработку проекта скульптуры у Фальконе ушло три года. Это было связано не столько с педантичностью автора, сколько с тем, что у заказчицы и других представителей русской знати были разные видения внешнего вида памятника. Перечислять все идеи нет смысла, как пример, сама императрица хотела видеть Петра на коне со скипетром и державой в руках. Фальконе же от своих идей не отступал, ведь Петр Первый – это олицетворение благодетели, справедливости и закона. Таким образом создатель монумента, не умаляя всех заслуг императора, подчеркивал, что самое важное в образе Петра для народа. Благодаря упрямству скульптора мы видим Медного всадника таким, каким его хотел видеть создатель: всадник верхом на коне, под ногами которого раздавлена змея, на волнообразной глыбе. Петр на памятнике – это твердость и выдержка, лавровый венок и меч – символы великого полководца, а конь, поражающий своей необузданностью, демонстрирует великий русский народ, которым управляет всадник. Змея под копытами коня демонстрирует нам, как умело народ под предводительством Государя справляется с коварными врагами.
К окончательному виду памятника Фальконе пришел тернистым путем, проделав огромную работу. Чтобы делать точные зарисовки, скульптор заставлял офицеров ставить на дыбы лошадь на пьедестале огромное количество раз. Но с образом самого Петра французу помогла справиться его помощница Мари-Анн, ведь именно ее эскиз головы оценила Екатерина. К 1769 году гипсовая модель памятника была готова, и пусть она и получила массу критики в свой адрес, все же была согласована императрицей, и начался процесс отливки монумента, который закончился лишь с третьей попытки в 1782 году, тогда же и состоялось торжественное открытие скульптуры. Сам же мастер на мероприятии не присутствовал ввиду холодных отношений с императрицей.
Дважды Медный всадник претерпевал реставрацию, а во время блокады Ленинграда был защищен от военных действий деревянными ограждениями и мешками.
Как и любой шедевр мировой культуры, памятник окутан массой легенд и тайн. По одной из версий, например, Петр перепрыгивал Неву на коне в том месте, где установлен монумент, со словами: «Все Божье и мое». На третий раз, оговорившись, царь произнес: «Все мое и Божье». Бог разгневался и превратил Петра в камень, ведь он поставил себя выше Господа.
Найти произведение искусства можно на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, близ здания Адмиралтейства, прогулявшись пешком до Исаакиевского собора от станции метро «Адмиралтейская».
Отзывы и комментарии
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.