Мемориальный Музей-Лицей распахнул свои двери в 1949 году в помещении, когда-то принадлежавшем Императорскому Царскосельскому Лицею — одной из элитных образовательных структур России начала XIX века. Это учебное заведение было учреждено императором Александром I в 1811 году специально для потомков дворянства.
Между 1811 и 1817 годами именно здесь Пушкин получал образование. Здесь он завел верных друзей, которые оставались преданными идеалам лицейского братства всю жизнь. Рядом с "берегами, сияющими в спокойствии", молодому Пушкину открывалась муза. Его курс лицеистов, в дальнейшем ассоциируемый с именем Пушкина, стал самым ярким. Среди его одноклассников были такие известные личности как дипломат
А. М. Горчаков 
Светлейший князь Александр Михайлович Горчаков (4 [15] июня 1798, Гапсаль, Эстляндская губерния — 27 февраля [11 марта] 1883, Баден-Баден) русский дипломат и государственный деятель, сыгравший ключевую роль в формировании внешней политики Российской империи во второй половине XIX века.
Один из первых выпускников Царскосельского лицея (1817), Александр Горчаков начал карьеру в Министерстве иностранных дел, где быстро проявил себя как талантливый дипломат. В 1856 году после окончания Крымской войны он был назначен министром иностранных дел Российской империи, а в 1867 году получил титул канцлера, став последним государственным канцлером России.
В годы своего руководства дипломатическим ведомством Горчаков стремился к восстановлению международного престижа России, ослабленного поражением в Крымской войне. Одним из важнейших его достижений стала успешная отмена ограничений Парижского мирного договора 1856 года, наложенных на Черноморский флот, что позволило России вернуть себе полную свободу действий в регионе.
Он также сыграл ключевую роль в объединении Германии под руководством Пруссии, поддерживая курс Отто фон Бисмарка. В то же время его политика способствовала укреплению русско-французских отношений, что усилило влияние России в Европе.
В 1871 году Александр II пожаловал ему титул светлейшего князя в знак признания заслуг перед государством. Однако к началу 1880-х годов его влияние начало ослабевать, и в 1882 году он покинул пост министра иностранных дел. Последние годы жизни провел в Баден-Бадене, где скончался в 1883 году.
Горчаков вошел в историю как один из самых выдающихся дипломатов Российской империи, заложивший основы внешней политики, определявшей международное положение страны вплоть до начала XX века.
, поэты
А. А. Дельвиг 
Барон Антон Антонович Дельвиг (6 [17] августа 1798, Москва — 14 [26] января 1831, Санкт-Петербург) русский поэт, литературный критик и издатель, один из ярких представителей романтической поэзии первой трети XIX века.
Один из первых выпускников Царскосельского лицея (1817), Дельвиг был близким другом Александра Пушкина. Их дружба оказала значительное влияние на литературную деятельность Дельвига, который поддерживал поэта на разных этапах его творчества.
Дельвиг активно участвовал в литературной жизни Петербурга, публиковал стихотворения, баллады и песни, отличавшиеся тонкостью стилистики и музыкальностью. Его поэзия сочетала в себе влияние античных традиций и народной лирики, что придавало произведениям особую выразительность.
Кроме литературной деятельности Дельвиг занимался издательством. Он был одним из организаторов и редакторов «Литературной газеты», способствовал публикации произведений многих современных ему писателей, оказывая влияние на развитие русской литературы того времени.
Несмотря на свою недолгую жизнь, Дельвиг оставил значительный след в литературе. Его творчество высоко ценили не только современники, но и последующие поколения поэтов, видевших в нем тонкого лирика и знатока изящной словесности.
и
В. К. Кюхельбекер 
Вильгельм Карлович фон Кюхельбекер (10 [21] июня 1797, Санкт-Петербург — 11 [23] августа 1846, Тобольск) — русский поэт, писатель и общественный деятель, участник декабристского движения. Он был близким другом Александра Пушкина и Евгения Баратынского, а также однокурсником Пушкина по Царскосельскому лицею, который окончил в 1817 году.
Кюхельбекер активно участвовал в литературной жизни России, писал стихи, драмы и критические статьи. Его творчество отличалось романтическим пафосом и интересом к историческим темам. Однако его литературная карьера была прервана участием в восстании декабристов в 1825 году. После подавления восстания он был арестован, осуждён и сослан в Сибирь, где провёл остаток жизни.
Несмотря на тяжёлые условия ссылки, Кюхельбекер продолжал писать. Его произведения, созданные в Сибири, отражают глубокие размышления о судьбе России, свободе и человеческой душе. Вильгельм Кюхельбекер скончался в Тобольске в 1846 году, оставив после себя значительное литературное наследие, которое сегодня считается важной частью русской романтической литературы.
, адмирал и историк русского флота
Ф. Ф. Матюшкин 
Фёдор Фёдорович Матю́шкин (10 [21] июля 1799, Штутгарт — 16 [28] сентября 1872, Санкт-Петербург) — адмирал, полярный исследователь, сенатор.
, а также декабрист
И. И. Пущин 
Ива́н Ива́нович Пу́щин (4 [15] мая 1798, Москва — 3 [15] апреля 1859, имение Марьино, Бронницкий уезд Московской губернии (сейчас Раменский район Московской области), похоронен в Бронницах, около городского собора) — декабрист, коллежский асессор, друг и однокурсник Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею.
.
Экспозиция музея возвращает нас в эпоху, когда лицеисты первого курса жили и учились. С использованием архивной информации были воссозданы Главный зал, Читальный уголок, Библиотека с настоящими экземплярами книг лицейской коллекции, классные комнаты, общежитие студентов, а также жилье гувернера и учителя по рисованию С. Г. Чирикова.
Николай Васильевич Музовский (1772–1848) — первый законоучитель православного вероисповедания Лицея.
Николай Фёдорович Кошанский (1784–1831) — профессор латинской и российской словесности. Обучал лицеистов стихосложению и критически разбирал их стихотворения.
Александр Иванович Галич (1783–1848) — учитель русской и латинской словесности, временно заменял Кошанского, когда тот заболел.
Иван Кузьмич Кайданов (1780–1843) — преподаватель исторических наук.
Александр Петрович Куницын (1783–1841) — преподаватель нравственных наук, юрист. Оказал значительное влияние на Пушкина.
Яков Иванович Карцов (1784–1836) — профессор, преподаватель физико-математических наук.
Александр Васильевич Вальвиль — учитель фехтования. Автор трактата, изданного на русском и французском языках — «Рассуждение о искусстве владеть шпагою».
Фотий Петрович Калинич (1788–1851) — учитель чистописания. Главной его целью была выработка у лицеистов красивого аккуратного каллиграфического почерка.
Сергей Гаврилович Чириков (1776–1853) — учитель рисования. Воспитанники относились к учителю дружелюбно и часто собирались у него в квартире на верхнем этаже Лицея для чтения стихов.
Теппер де Фергюсон (1768–1838) — учитель музыки и пения, польский музыкант и композитор. Организовал лицейский хор, был автором музыки к известной прощальной песни Дельвига «Шесть лет промчалось, как мечтанье», ставшей одним из «гимнов» лицея.
Давид Иванович де Будри (1756–1821) — преподаватель французского языка и французской литературы.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
Среди наиболее известных выпускников лицея — великий русский поэт Александр Пушкин, написавший свои первые произведения именно в стенах лицея, критик и министр просвещения Александр Горчаков, поэт Дельвиг, декабрист Пущин, писатель Кюхельбекер и другие выдающиеся деятели России.
Занятия в лицее длились 6 часов в день, причём по успеваемости ученики делились на две группы — в одной учились примерно 20 человек, в другой — около 10. На каждом уроке ученики сменяли друг друга, и за партами они сидели не больше полутора часов. В свободное от занятий время воспитанники могли посещать библиотеку или гулять в парках, но за пределами лицея они должны были носить форму и возвращаться к определённому часу.
В Царскосельском лицее ученики жили в комнатах-кельях, в дортуарах, с 6 до 9 утра вставали, делали гимнастику, затем шли в класс, завтракали, снова занимались в классе и после обеда шли в рекреационную залу, где играли в мяч, гуляли, читали и писали стихи. В 9 вечера ужинали и расходились спать. Строгий режим вызывал у лицеистов шутки, например, появились такие строки:
>
> Все исчез, и чередой
> Однообразный строй
> Всё заменил простор златой
> И видом — карандаш сухой,
> И истин мёртвый след — игрой,
> Полётом дум живых, ничем невозвратимых дум,
> Туда же мы, любезный друг!
> Да здравствует лицей!
Царскосельский лицей просуществовал до 1917 года, за это время он выпустил около 800 учеников, многие из которых стали выдающимися деятелями российской истории и культуры.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.