Экспозиция дворца-музея, изначально известного как Большой Царскосельский, охватывает свыше трехсотлетнюю историю этого выдающегося архитектурного памятника, представляя творчество строителей и художников, работавших над его возведением и отделкой в XVIII–XIX веках. Кроме того, экспозиция рассказывает об усилиях реставраторов, восстанавливавших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов, разрушенных в период войны, было восстановлено 32.
В 1717 году, когда на берегах Невы начинал свое становление Санкт-Петербург, началось строительство первого каменного царского дома в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна. Этот дом, впоследствии известный как "каменные палаты" Екатерины I, был введен в эксплуатацию в августе 1724 года. В этот период в истории дворца произошло торжество, во время которого «из 13 пушек трижды объявляли праздник». Сама императрица и важные государственные деятели присутствовали на этом событии. Дворец тогда представлял собой типичное сооружение русской архитектуры начала XVIII века - небольшое двухэтажное здание.
В период правления императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание в соответствии с проектом М. Г. Земцова (1688–1743). Однако смерть Земцова помешала реализации этого замысла. Затем работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768). В мае 1745 года Трезини был сменен известным архитектором С. И. Чевакинским (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе до начала 1750-х годов.
С начала 1748 по 1756 год обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761) возглавлял строительство царскосельской резиденции. 10 мая 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о полной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли представил свое новое произведение ее величеству и иностранным послам.
Построенный в стиле барокко, дворец поражал своими величиной, мощной пространственной динамикой и изысканным декором. Широкая лазурная полоса фасада с белоснежными колоннами и золоченым узором придавала ему торжественный вид. Фасады дворца были украшены фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными декорациями, созданными по проектам скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых куполов Дворцовой церкви, а над южным, где располагалось парадное крыльцо, — купол с многогранной звездой на шпиле. На наружные и внутренние украшения было затрачено около 100 килограммов червоного золота. Также был окончательно оформлен парадный плац, окруженный флигелями дворца и служебными корпусами, расположенными полукругом — циркумференциями.
Апартаменты дворца были убраны Растрелли с таким же изыском. Построенная им Парадная анфилада, украшенная золоченой резьбой, получила прозвище «золотая». Растрелли внедрил анфиладное расположение залов, не характерное для российской архитектуры до середины XVIII века, и в других дворцах, но только в Царском Селе длина парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
В период с 1770 по 1770 годы начался новый этап в оформлении парадных и жилых залов дворца. Екатерина II, новая владелица резиденции, проявляла увлечение античным искусством и выразила желание украсить свои апартаменты в соответствии с модными тенденциями. Задачу по отделке своих комнат она поручила шотландскому архитектору Ч. Камерону (1743–1812), специалисту в области античной архитектуры. Эти интерьеры, такие как Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня, отличались изысканной красотой, строгостью декора и особым изяществом.
К сожалению, эти великолепные залы были утрачены во времена Великой Отечественной войны и до сих пор не были восстановлены.
Ч. Камерон также оформил комнаты для великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня, воссозданные в эти же годы, предоставляют возможность насладиться уникальными интерьерами, созданными этим шотландским зодчим, который пользовался восхищением Екатерины II.
В 1817 году архитектор В. П. Стасов (1769–1848) по заказу императора Александра I создал Парадный кабинет и несколько прилегающих комнат, оформленных в едином стиле, посвященном прославлению побед русской армии в Отечественной войне 1812 года.
Последней частью анфилады дворца стала Парадная лестница, выполненная в стиле «второго рококо» в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878).
Отзывы и комментарии
Посетив дворец, мы присоединились к экскурсионной группе. Экскурсовод предоставил множество интересной информации, позволив нам внимательно рассмотреть многие детали. Однако экскурсия проходила довольно насыщенно – за один час мы успели охватить весь дворец (хотя, конечно же, не весь, учитывая постоянные реставрационные работы). Нам посчастливилось увидеть восстановленную янтарную комнату, хоть и новодел, но выглядящий великолепно. Впечатления остались наилучшие.
В фойе были предоставлены все необходимые удобства, включая гардеробы, сувенирные лавки и кафе. Обстановка приятная, и мы с удовольствием провели здесь время, наслаждаясь не только культурным наследием, но и удобствами, предоставленными для посетителей.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.
Парк хорошо ухожен, в нем комфортно и есть уединенные места для отдыха, особенно летом. Стоимость входа в парк составляет 200₽, однако с 1 ноября вход стал бесплатным для всех. Если вы планируете посетить музей во дворце, билет обойдется до 1.000₽ на человека, но для детей до 14 лет вход в парк бесплатный.
Однако стоит отметить, что цены на напитки в парке довольно высокие – 170₽ за воду и 280₽ за детскую колу в банке. Цены на еду не уточнены, но, вероятно, также высоки. Это может быть неблагоприятным моментом для посетителей.
Также, следует учесть, что билеты в парк разовые и связаны с штрих-кодом, что ограничивает возможность выхода и входа повторно. Рекомендуется позаботиться о необходимом внутри парка, так как однажды выйдя, повторный вход становится невозможным.
Несмотря на некоторые недостатки, парк предоставляет возможность прокатиться на повозке с кучером за приемлемую стоимость (в районе 1000₽ с человека) или покататься на электро-каре с туристами (в районе 700-1000₽ с человека). В парке также много скамеек, что является большим плюсом для длительных прогулок. Однако, обращает внимание отсутствие общественных туалетов, что, возможно, стоит уточнить у администрации.
Этот отзыв отражает субъективное мнение посетителя сайта, а не официальную позицию FOTO-TOURS.